БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ это что такое БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ: определение — Психология.НЭС
БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ

Найдено 2 определения термина БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ

внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ

стремления человека, которые им не осознаются, но которые оказывают существенное воздействие на его мышление и поведение.

   Анализ бессознательного психического с неизбежностью привел к выявлению наиболее значимых для развития и жизнедеятельности человека бессознательных влечений. Первоначально (до 1914 г.) З. Фрейд полагал, что таковыми являются сексуальные влечения (либидозные) и влечения Я (влечения к самосохранению). Затем, с изучением нарциссизма, он показал, что сексуальные влечения могут быть обращены не только на внешний объект, но и на собственное Я. Сексуальная энергия (либидо) способна направляться не только вовне, но и вовнутрь. Исходя из этого З. Фрейд ввел понятия объектного и нарциссического либидо. Ранее выдвинутые им сексуальные влечения стали рассматриваться в плане объектного либидо, а влечения к самосохранению – как Я-либидо, или любовь к самому себе. И наконец, в 20-е годы (работа «По ту сторону принципа удовольствия») З. Фрейд соотнес сексуальные влечения с влечением к жизни, а влечения Я – с влечением к смерти. Тем самым он сформулировал и выдвинул концепцию, согласно которой у человека проявляются два главных влечения – влечение к жизни, Эрос и влечение к смерти.

   З. Фрейд неоднократно подчеркивал, что бессознательные влечения составляют такую область исследования, в которой трудно ориентироваться и нелегко достичь ясного понимания. Так, первоначально понятие «влечение» было введено им для отграничения душевного от телесного. Однако впоследствии ему пришлось говорить о том, что влечения управляют не только психической, но и вегетативной жизнью. В конечном счете З. Фрейд признавал, что влечение является довольно темным, но в психологии незаменимым понятием и что влечения и их превращения – это конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию.

   Раскрытие бессознательных влечений человека составляло одну из основных задач теории и практики классического психоанализа. Если практика психоанализа была ориентирована на осознание человеком своих бессознательных влечений, то теория психоанализа демонстрировала возможности обнаружения этих влечений и пути их осознания. Собственно говоря, на этом и прекращалась исследовательская деятельность З. Фрейда, так как в теоретическом плане возможности психоанализа оказывались исчерпанными. «Влечения и их преобразования, – подчеркивал он в работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), – это то низшее, что в состоянии познать психоанализ. Далее он уступает место биологическому исследованию». Единственное, на что еще может претендовать психоанализ, так это, пожалуй, на осмысление того, насколько правомерно вообще говорить о бессознательных влечениях.

   Известно, что среди психологов, философов и физиологов второй половины ХIХ столетия велись дискуссии по поводу того, существуют ли бессознательные представления, умозаключения, влечения. Одни из них считали, что можно говорить лишь о бессознательных представлениях, но нет необходимости вводить понятие «бессознательные умозаключения». Другие признавали правомерность того и другого. Третьи отрицали существование бессознательных представлений и умозаключений, но допускали наличие бессознательных влечений.

   Подобно некоторым исследователям, З. Фрейд также поднимал вопрос о том, существуют ли бессознательные чувства, ощущения, влечения. Казалось бы, с учетом того, что в психоанализе бессознательное психическое рассматривалось в качестве важной и необходимой гипотезы, подобная постановка вопроса выглядела более чем странной. Ведь исходные теоретические постулаты и конечные результаты исследовательской и терапевтической работы З. Фрейда совпадали в одном – в признании бессознательных влечений как весьма значимых, предопределяющих жизнедеятельность человека. И тем не менее он ставил перед собой вопрос: насколько правомерно говорить о бессознательных влечениях? Причем, как это может быть ни парадоксально на первый взгляд, ответ З. Фрейда на данный вопрос являлся совершенно неожиданным. Как бы там ни было, но он подчеркивал, что бессознательных аффектов не бывает и по отношению к влечениям вряд ли можно говорить о каком-либо противостоянии сознательного и бессознательного.

   Почему же З. Фрейд пришел к подобному заключению? Как это все соотнести с признанием им бессознательного психического? Какую роль в его взглядах на влечения человека сыграли его размышления о пределах психоанализа в познании бессознательного? И наконец, почему он поставил под сомнение вопрос о существовании бессознательных влечений, который, казалось бы, перечеркивал его учение о бессознательном?

   В действительности З. Фрейд не думал отрекаться от психоаналитического учения о бессознательном психическом. Напротив, все его исследовательские и терапевтические усилия были сконцентрированы на выявлении бессознательного и возможностях перевода его в сознание. Однако рассмотрение бессознательного психического в познавательном плане заставило З. Фрейда не только признать ограниченность психоанализа в познании бессознательного, но и обратиться к уточнению того смысла, который обычно вкладывается в понятие «бессознательное влечение».

   Специфика обсуждаемых З. Фрейдом вопросов состояла в том, что, по его глубокому убеждению, исследователь может иметь дело не столько с самими влечениями человека, сколько с определенными представлениями о них. Соответственно этому пониманию все рассуждения о влечениях, с точки зрения их сознательности и бессознательности, являлись не более чем условными. Подчеркивая данное обстоятельство, З. Фрейд писал в работе «Влечения и их судьбы» (1915): «Я и в самом деле думаю, что противоположность сознательного и бессознательного не находит применения по отношению к влечению. Влечение никогда не может быть объектом сознания, им может быть только представление, отражающее в сознании это влечение. Но и в бессознательном влечение может быть отражено не иначе, как при помощи представления… И если мы все-таки говорим о бессознательном влечении, или о вытесненном влечении, то это только безобидная небрежность выражения. Под этим мы можем понимать только такое влечение, которое отражено в психике бессознательным представлением, и ничего другого под этим не подразумевается».

   Таким образом, хотя З. Фрейд постоянно апеллировал к бессознательным влечениям, речь шла, по сути дела, о бессознательных представлениях. Двусмысленность подобного рода отражала фактически многосмысленность понятия «бессознательное». Не случайно учение З. Фрейда о бессознательных влечениях человека встретило такие разночтения со стороны его последователей, не говоря уже о критически настроенных противниках, что привело к возникновению разнонаправленных тенденций в рамках психоаналитического движения.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено рефератов по теме БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Личностная тревожность и глубинные влечения у больных алиментарным ожирением: клинико-психологически

Полякова Елена Яковлевна, Пашкова Мария Валериевна
В статье рассматриваются особенности эмоционально-личностной и мотивационной сферы больных ожирением. Приводятся психологические характеристики тревожных пациенток, влияющие на формирование компульсивного переедания. Анализируются взаимосвязи глубинных влечений и основных типов нарушений пищевого поведения при ожирении.
Скачать PDF

Психологические проблемы влечения к азартным играм

Ениколопов Сергей Николаевич, Умняшкина Дилара Алмасовна
Скачать PDF

Элементы бессознательного в правовой психологии

Чайка В.Н.
Скачать PDF

Массовое бессознательное как фактор социальных изменений

Анциферова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается влияние «массового бессознательного» на социальные изменения и процессы социальной дифференциации.
Скачать PDF

К новой теории бессознательного

Руднев Вадим Петрович
В статье предлагается новая концепция бессознательного, противопоставляемая автором классическому пониманию бессознательного З. Фрейдом. По мнению автора, главная функция бессознательного состоит вовсе не в вытеснении негативного содержания (как это понимается в классическом психоанализе), но, напротив, в «снабжении» сознания продуктивными творческими содержаниями.
Скачать PDF

Роль архетипов индивидуального и коллективного бессознательного в процессе социальной адаптации личн

Терещенко А.Г.
Скачать PDF

Научные основы развития проблемы бессознательного

Кубашичева Любовь Нануовна
Общая нынешняя социокультурная ситуация: падение нравственности, преступность, межнациональные конфликты, терроризм, безработица и т.д. способствует обострению неврозов и возникновению явных и скрытых психических расстройств, которые по сути дела игнорируются родителями, педагогами, врачами. Из-за перенапряжения в душе ребёнка существует конфликт между неокрепшим сознанием и напористыми бессознательными влечениями. На этом фоне происходят срывы, возникают фобии и комплексы и т.д.
Скачать PDF

Особенности реконструкции бессознательного в материалистической психиатрии Ж. Делёза и Ф. Гваттари

Коломиец Глеб Геннадиевич
Статья посвящена выявлению особенностей материалистической психиатрии как философии сознания путем сопоставления с близкими по предметной и проблемной сфере философскими концепциями. Эксплицитное описание предложенных Ж. Делёзом и Ф. Гваттари онтологической, информационной и эмоциональной структур бессознательного позволило выявить их специфические черты.
Скачать PDF

Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла)

Вавилова Елена Юрьевна
В статье исследованы взгляды представителей аналитической психологии и на их основе выявлена диалектика добра и зла в образах коллективного бессознательного.
Скачать PDF

Научные и обыденные представления о сознании и бессознательном

Левченко Елена Васильевна, Продовикова Анастасия Геннадьевна
Представлены результаты исследования студенческих представлений о сознании и бессознательном. Выявлен определенный диапазон идей в научном и обыденном сознании, образующий представления о сознании и бессознательном. Проведен сравнительный анализ состава научных и студенческих представлений о сознании и бессознательном. Обнаружены как сходство, так и различие научных и обыденных представлений об этих феноменах.
Скачать PDF

Сознательные и бессознательные компоненты образа политической власти

Вершинина Наталья Сергеевна, Мирицкая Екатерина Александровна, Муравьева Ольга Ивановна
Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление сознательных и бессознательных компонентов образа политической власти на основе таких параметров, как оценка, сила, содержание образа власти, дистантность, динамические характеристики. Полученные данные позволяют говорить о расщепленности, дисгармоничности, незрелости политического сознания, что выражается в противоречивости, размытости образа власти и несовпадении сознательного и бессознательного образа политической власти.
Скачать PDF

Феномен социального представления в контексте анализа бессознательного

Швец Д.А.
В данной статье представлен анализ влияния бессознательного на психику и поведение человека. Представлены особенности формирования таких бессознательных феноменов как установка и социальные представления. Показана их роль и их функции в конструировании индивидом социальной реальности. Предлагается рассмотреть социальные представления как форму бессознательного, влияющую аналогично перцептивной установки на человека, в свою очередь установка рассматривается как значимая составная часть представления.
Скачать PDF