БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
согласно Э. Фромму - бессознательное, свойственное большинству людей, - вытесненные элементы, содержание коих - то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СОЦИАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
понятие, введенное американским психоаналитиком Э. Фроммом (1900–1980) для описания вытесненных сфер и элементов, свойственных большинству членов общества.
   Представления Э. Фромма о социальном бессознательном содержались в его работе «Из плена иллюзий» (1962). Он исходил из того, что З. Фрейд обстоятельно рассмотрел природу и способы функционирования индивидуального бессознательного, а также раскрыл такое содержание, которое человек вытесняет в соответствии с индивидуальными обстоятельствами личной жизни. Это нашло отражение как в исследовательской деятельности основателя психоанализа, так и в клинической практике аналитиков, имеющих дело с индивидуальным бессознательным, но не уделяющих внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным. Однако, как считал Э. Фромм, без учета и раскрытия социального бессознательного теория и практика психоанализа остаются недостаточно эффективными, поскольку в реальной жизни приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, когда общество не позволяет своим членам довести до осознания тот материл, который им вытесняется в целях своего дальнейшего успешного функционирования.
   С точки зрения Э. Фромма, было бы ошибкой полагать, что представления З. Фрейда о вытеснении относятся исключительно к индивиду. Цель психоанализа – выявить, раскрыть содержание вытесненного бессознательного и помочь человеку осознать действующие за его спиной силы, вызванные к жизни его собственными переживаниями. Однако переживания могут быть осознанны лишь при условии, что их можно постичь и упорядочить в рамках концептуальной системы, которая сама по себе является результатом общественного развития и работает, по словам Э. Фромма, как «социально обусловленный фильтр». Переживания не могут стать осознанными до тех пор, пока не пройдут сквозь этот фильтр. Поэтому важно понять, как работает социальный фильтр и почему он позволяет одним переживаниям беспрепятственно проходить сквозь него, в то время как другие переживания не допускаются до сознания.
   В понимании Э. Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. То, что человек считает правильным и здравым, является не чем иным, как принятым в данном обществе клише. Все, что не подпадает под эти клише, исключается из сознания и остается бессознательным. Таким образом, действенным в жизни человека оказывается социальное бессознательное, присущее не отдельному индивиду, а большинству членов общества. Другое дело, что «социальное и индивидуальное бессознательное взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии».
   З. Фрейд понимал, что именно общество принуждает человека к вытеснению его инстинктивных влечений и естественных желаний. Но он не обратил внимания, по мнению Э. Фромма, на социальное вытеснение, которое означает «недопущение осознания социальных противоречий, вызванных обществом страданий, падения авторитета, чувства недомогания и неудовлетворенности и т. д.». Психоаналитическое видение природы вытеснения способствовало пониманию того, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным в определенной степени, даже не прибегая к каким-либо социальным изменениям в обществе. Тем не менее любая попытка устранить вытеснение неизбежно оказывается ограниченной, если она основывается на исключении из рассмотрения социальной сферы.
   Полное осознание вытесненного возможно только в том случае, если оно «выходит за пределы индивидуальной сферы и включает в себя анализ социального бессознательного». Что касается обнаружения социального бессознательного, то оно предполагает, по убеждению Э. Фромма, понимание социальной динамики и критическую оценку собственного общества с точки зрения универсальных человеческих ценностей. Это означает, что внутренняя интенция психоанализа, отчетливо выраженная в максиме З. Фрейда «Там, где было Оно, должно стать Я», подразумевает «гуманистический социальный критицизм» как предварительное условие реализации данной максимы в ее терапевтическом значении.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
194.06 кб

Массовое бессознательное как фактор социальных изменений

Анциферова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается влияние «массового бессознательного» на социальные изменения и процессы социальной дифференциации.
Читать PDF
181.16 кб

Проблема бессознательного: философские и медико-социальные аспекты

Бурцев Сергей Петрович
В статье рассматриваются философские и медико-социальные аспекты проблемы бессознательного. Текст доклада автора на Всероссийской научной конференции «Культура между Логосом и Мифом: к проблеме бессознательного (к 80-летию А. Э.
Читать PDF
184.61 кб

Феномен социального представления в контексте анализа бессознательного

Швец Д. А.
В данной статье представлен анализ влияния бессознательного на психику и поведение человека. Представлены особенности формирования таких бессознательных феноменов как установка и социальные представления.
Читать PDF
112.09 кб

Роль социального бессознательного в формировании толерантности личности

Радченко О. Е., Емельянова Н. Е., Пищулина Е. С., Калиниченко С. С.
Рассмотрена роль социального бессознательного в формировании толерантности личности, показана роль информации и знании в развитии толерантного отношения личностей в социальном взаимодействии, диалектической взаимосвязи мифологичес
Читать PDF
241.51 кб

Конструирование отчуждения как бессознательная основа становления социальности

Некита А. Г.
In the article the problem of conformity of alienation level to the stages of formation of social organization is considered.
Читать PDF
289.87 кб

Особенности институциональной разметки бессознательного социального пространства

Маленко Сергей Анатольевич
The process of replacement of the individual's vital values by social status parameters is analyzed in the article.
Читать PDF
239.31 кб

Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития

Гуляихин Вячеслав Николаевич
Читать PDF
187.67 кб

Диалектика «Официального-социального» в пространстве социализированного бессознательного

Некита А. Г.
Анализируется процесс замещения жизненных ценностей индивида параметрами его социального статуса. Именно он оказывается основным критерием цивилизованности и единственной формой социальной эволюции бессознательного человека.
Читать PDF
131.25 кб

Коллективное бессознательное и общественное сознание в структурной модели социального поведения

Мяконьков В.Б.
Now, when the present-day civilization is moving to the era of globalization, the social behaviorist model of individuals and society needs updating. The author gives a theoretical explanation (based on Z.
Читать PDF
236.77 кб

Роль архетипов индивидуального и коллективного бессознательного в процессе социальной адаптации личн

Терещенко А. Г.
Читать PDF
95.81 кб

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» И «МЕНТАЛИТЕТ» (культурно-исторический и филос

Храпов Сергей Александрович
Статья посвящена концептуальному анализу понятий «социальное бессознательное» и «менталитет».
Читать PDF
280.39 кб

Философские основания теории социальной помощи в концепции коллективного бессознательного К. Г. Юнга

Заикин Александр Александрович, Пузиков Олег Александрович
В статье авторы рассматривают философские основания теории социальной помощи в концепции К.Г. Юнга. Обосновывается утверждение, что введение понятий коллективного бессознательного, иррационального, архетипов позволило К.Г.