Джон Бэртон (1915-2010) - известный американский теоретик-конфликтолог австралийского происхождения. Заслужил мировую известность исследованиями так называемого «человеческого измерения» в разрешении долговременных конфликтов. Отталкиваясь от известной концепции человеческих потребностей Абрахама Маслоу [1], Джон Бэртон разработал собственную конфликтологическую версию базисных человеческих потребностей, значительно отличающуюся от оригинала [2].
Основной тезис теории Дж. Бэртона: неудовлетворение потребностей, определяющих основные мотивы человеческого поведения, становится причиной затяжных и трудноразрешимых социальных конфликтов. К ним относятся потребности в: безопасности, чувстве принадлежности (любви), самоуважении, самореализации, культурной идентичности, свободе, справедливости в распределении благ, признанном участи в социальной жизни. Если А. Маслоу обосновывал иерархический характер базисных потребностей человека, считая потребность в самореализации вершиной всей пирамиды, а удовлетворение физиологических потребностей ее основанием, Дж. Бэртон отказывается от этого допущения. Согласно его точке зрения все потребности детерминируют поведение человека одновременно и без исключений, ни одна из них не является высшей или низшей. Такие потребности не подлежат исключению и подавлению, не могут быть предметом каких-либо сделок и компромиссов, они - последняя инстанция в решении любых конфликтов в том смысле, что если какая-нибудь одна из них не удовлетворена, тогда достигнутое решение не может считаться справедливым и окончательным.
Анализируя возможные причины социальных конфликтов, Джон Бэртон критикует дилемму, возникшую в результате споров сторонников З. Фрейда и социологического функционализма и приобретшую характер безоговорочно принимаемого догмата. Что служит конечной причиной социального конфликта: врожденная человеческая агрессивность или несовершенство социальных институтов, которые мы не в состоянии изменить? Если верно первое, тогда конфликты - вечные спутники человечества, что Джону Бэртону представляется достаточно мрачной перспективой. Если верно второе, тогда изменение социальных институтов - единственный способ решения конфликтов. Правда, остается неясным вопрос о направлении и характере изменений. Кроме того, данной альтернативой a priori допускается, что человеческая природа изначально «порочна» и что только приспособление к нормам социума делает ее «праведной». Соответственно всякая ошибка или сбой в приспособлении индивидов к правилам и нормам считается аномалией и наказуемым деянием. Такая альтернатива кажется Джону Бэр- тону не менее сомнительной, чем первая. Он делает вывод, что приведенная дилемма неверна, так как упускает третью возможность окончательного разрешения любых конфликтов - добиваться как можно более полного соответствия предпринимаемых социальных изменений базисным человеческим потребностям. Ничто не может считаться окончательно решенным, пока не будут удовлетворены все базисные человеческие потребности. Данный постулат представляет основное положение «человеческого измерения» в теории разрешения конфликтов Джона Бэртона. «Окончательная “власть” (в решении конфликтов. - В. С.) принадлежит тем, чьи потребности и желания не являются предметом торга и обязательно удовлетворяются...» [3].
Сильной стороной подхода Джона Бэртона можно считать попытку избежать при обсуждении справедливого решения затяжных конфликтов перспективы его обсуждения в терминах игр с нулевой суммой (стратегий, при которых выигрыш одного из игроков равен проигрышу всех остальных игроков). Справедливое решение социального конфликта требует выигрыша всех игроков, т.е. предполагает применение стратегий, применяемых в играх с позитивной суммой. Соответственно вместо угроз и стратегий сдерживания на первое место при таком подходе выходят проблемы ведения переговоров, налаживания сотрудничества и аналитического решения проблем.
Слабой стороной концепции Джона Бэртона является концептуальная неразработанность ее основного понятия - базисная человеческая потребность. Как ее определить операционально? Как эти потребности связаны друг с другом? Влечет ли удовлетворение одной из них удовлетворение остальных или они все независимы друг от друга? Как связать понятие базисной человеческой потребности с понятием окончательного и справедливого решения конфликта. Наконец, вполне допустимы ситуации, при которых все базисные человеческие потребности могут быть удовлетворены, но требуемого решения конфликта нет, потому что не достигнута договоренность относительно иных условий существования, владения, использования и т.п. каких-либо ресурсов (часто именуемых сферой интересов).
В целом концепция Джона Бэртона представляет оригинальный и значительный вклад в понимание природы социальных конфликтов. Некоторая незавершенность этого проекта не умаляет сделанных ее автором открытий и позволяет надеяться на ее новые обобщения его учениками и последователями.
Литература
1. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008.
2. Burton John. Conflict: Resolution and Provention. New York: St. Martins Press, 1990.
3. Там же. Р.201
Бэртон Джон: конфликт как следствие неудовлетворения базисной человеческой потребности
Бэртон Джон: конфликт как следствие неудовлетворения базисной человеческой потребности
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.