БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич это что такое БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич: определение — Психология.НЭС
БЕРНУЛЛИ, ТЕСТ БЕРНШТЕЙН Михаил Семенович

БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич

Найдено 1 определение:

БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич

Александр Николаевич (1870—1922) — российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Д-р медицинских наук (1901), профессор. Был одним из организаторов журнала Современная психиатрия. Основал Журнал психологии, неврологии и психиатрии (1922). Б. — сын Н.О. Бернштейна, известного российского врача, физиолога и общественного деятеля и отец Н.А. Бернштейна — известного российского психолога. Под руководством отца Б. получил начальное домашнее образование. В 1888 г. окончил 3-ю Одесскую гимназию и поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. Был учеником и сотрудником С.С. Корсакова. Одновременно с учебой работал в лаборатории клиники нервных болезней, где под руководством Л .О. Дарк-шевича изучал микроскопическую анатомию ЦНС. Особое внимание уделял проблемам психиатрии. По окончании ун-та (1893) получил диплом лекаря (с отличием) и по совету С.С. Корсакова совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений. В 1893—1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. В 1895 г. некоторое время работал в клинике Э. Кре-пелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым влиятельным российским последователем его учения. В это же время прослушал курс К.Фишера о философии И. Канта. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал философию и психологию и был ближайшим помощником А.А. Токарского в психологической лаборатории клиники. С 1901 г. — зав. этой лабораторией и вел занятия по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докт. дис, посвященную проблемам значения мышечного валика, и в 1902 г. стал приват-доцентом. В этом же году был командирован за границу для подготовки к чтению курса по физиологической психологии. Посетил ряд психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и прослушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К. Вернике и др. По возвращении в Москву начал чтение курса физиологической психологии (с практическими занятиями), который вел до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С.С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам, дотоле содержавшимся в полицейских участках. Привлек к работе в этом учреждении В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, Ю.В. Каннабиха и др. Организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Читал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился включения Центрального полицейского приемного покоя в число учебно-вспомогательных структур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании(1909, 1911). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1908), а также статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности: Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях (1910), Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1911), Клинические лекции о душевных болезнях (1912). Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. В 1907 и 1909 гг. организовал при Центральном полицейском приемном покое Повторительные курсы (курсы усовершенствования врачей), на которых повышали свою квалификацию психиатры России. В 1909 г. пригласил в качестве лектора Н.А. Вырубова, который прочитал спецкурс Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов . В 1910—1914 гг. был одним из организаторов и членов редколлегии журнала Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии . В 1919 г. содействовал созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф.Е. Рыбакова и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический ин-т, заведовал там отделом психиатрии. В 1920—1922 гг. был директором Государственного психоневрологического ин-та (ныне — Московский НИИ психиатрии МЗ РФ). Привлек к работе перспективных специалистов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе Гипнологии и психоанализа. В 1921 г. содействовал организации в ин-те научного кружка, изучавшего вопросы психологии худож. творчества психоаналитическим методом и принимал активное участие в его работе. В этом же году открыл при отделе психологии ин-та психоаналитически ориентированный Детский дом-лабораторию по научному изучению детского возраста, ставший первой российской структурой по детскому психоанализу и зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И.Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования явлений психизма, связанных с подсознательным. В современной психиатрии и психологии и поныне широко используются психологические методики Б., направленные на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им симптом Бернштейна (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников) стал одним из употребительных психиатрических терминов. Автор книг: Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней (1908), Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях (1910), Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1911), Клинические лекции о душевных болезнях (1912) и др. работ. В. И. Овчаренко

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

К 60-летию Александра Григорьевича асмолова

Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО Донцову Александру Ивановичу - 6

Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

К 60-летию Александра Георгиевича шмелева

Скачать PDF

Памяти Александра Константиновича ерофеева

Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF