Бенедикт Рут
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
1887-1948) - американский культуроантрополог, представитель этнопсихологической школы в американской этнографии, профессор Колумбийского университета. Несколько лет прожила в индейских племенах Северной Америки, организовала исследование "транскультурных" предпосылок, ведущих к уменьшению национальной враждебности этноцентризма. Б. является автором широко известных работ: "Модели культуры" (1934), "Хризантема и меч" (1946), "Раса: наука и политика" (1953). В своих трудах Б. обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого. Она рассматривала культуру как совокупность общих предписаний, норм-требований для представителей определенной этнической общности, проявляющихся в ее национальном характере и возможностях индивидуального самораскрытия в процессе поведения и деятельности. Б. стремилась доказать, что набор типов поведения, задаваемых конкретным обществом, национальной культурой в достаточной степени ограничен и может быть хорошо изучен. Она призывала к недопустимости расовой и этнической дискриминации. Во время второй мировой войны Б. изучала культуру и национально-психологические особенности японцев с точки зрения анализа места и роли Японии в условиях всеобщего мира и сотрудничества. В связи с этим Б. разработала -в отличие от принятого в этнографии и культурной антропологии полевого исследования - "методологию изучения культур на расстоянии" (анализ фильмов, пьес, произведений художественной литературы и др. продуктов культуры). Последние годы своей жизни, используя эту методологию, Б. посвятила сравнительному изучению культур Франции, Чехословакии, Польши, Сирии, Китая, дореволюционной России и восточно-европейских евреев.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Benedict) Рут (1887-1948) — американский антрополог, этнопсихолог и поэт (псевдоним — Анна Синглтон). Специалист в области психологии и культурной антропологии. Окончила Вассар-Колледж в Пуфкипси (штат Нью-Йорк). В 1919 г. поступила на курсы Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Продолжила обучение у антрополога Ф. Боаса в Колумбийском ун-те. После защиты дис. Концепция духа покровительства в Северной Америке (1923) работала в Колумбийском унте помощником и преемником Ф. Боаса. С 1922 г. сотрудничала с М. Мид. Осуществила антропо-психологическое исследование племен индейцев Северной Америки. В 1926—1928 гг. была президентом Американского этнологического общества. В 1928 г. опубликовала первые статьи по проблемам культурантропологии. Исследовала взаимосвязи психики и культуры, психологии и антропологии. Оказала существенное влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной антропологии. Считала, что культура являет собой целостную конструкцию, состоящую главным образом из интеллектуальных, религиозных и эстетических элементов. В результате социально-антропологических исследований пришла к выводу, что этнические особенности определяются преимущественно социальной средой, в которой существенную роль играет этос культуры — специфическая совокупность структур, основных общественных ценностей и установок, определяющая содержание и направленность воспитания детей и жизнедеятельность взрослых. В 1934 г. в статье Антропология и аномалия показала, что представления о нормальном и аномальном являются относительными и варьируют от культуры к культуре. Подчеркивая культурогенный и релятивистский характер данных представлений, отметила, что их относительность распространяется и на социальное, и на сексуальное поведение людей. Изучала транскультурные факторы, позволяющие сглаживать и уменьшать этноцентризм и межнациональную враждебность. С позиций психоаналитических ориентации исследовала воздействие культуры на личность. В значительной части описывала изучаемые явления посредством категориально-понятийного аппарата психоанализа и психиатрии. Содействовала распространению психоаналитических идей и стимулировала интерес психоаналитиков, психологов и психиатров к проблемам культуры. В 1934 г. опубликовала книгу Паттерны культуры, которая и поныне пользуется популярностью. В качестве одной из возможных трактовок культуры предложила ее понимание как относительно определенной совокупности предписаний для личности, сопряженных с ее душевной организацией и возможностями самореализации. Показала решающую роль культуры в создании различных образов жизни. Опровергала примитивные представления о линейной направленности исторического процесса и подчеркивала неограниченность конфигураций культуры. Обосновывала недопустимость войн и любых форм дискриминации. Боролась за права человека. Выступала против существования цензуры. Организовала сбор подписей под письмом протеста против нацизма и расизма. Осуществила исследование этноса зуни в Нью-Мексико и изложила результаты этой работы в книге Мифология зуни (1935, 2 тт.). Во время Второй мировой войны разрабатывала культурантрополо-гическую методологию дистанционного исследования культур посредством анализа их продуктов (произведений литературы, искусства и т.д.). В 1946 г. опубликовала книгу Хризантема и меч, в которой изложила результаты такого исследования японской культуры. Выявила и проанализировала существование и взаимодействие типов культур эстетизма и милитаризма в японском обществе, государстве и национальном характере. Показала возможности и перспективы развития Японии в условиях мира. В послевоенный период осуществила дистанционное исследование культур России, Польши, Китая и др. В 1947 была избрана президентом Американской антропологической ассоциации. Оказала влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной антропологии. Автор книги: Раса, наука и политика, 1940; и др. работ по проблемам антропологии и этнопсихологии В. И. Овчаренко
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005