Бейтсон Грегори
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Биография. Среднее образование получил в благотворительной школе (1917-1921), затем, с 1922 г. по 1926 г., прошел курс обучения в колледже Св.Иоанна (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926 г. по 1928 г. работал под руководством А.Уилкинса, в 1928 г. преподавал лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931 г. по 1937 г. он - член совета колледжа Св.Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927-1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936-1938), здесь - вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 г. по 1950 г. Один из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 г. переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском университете (1948), в медицинском колледже Калифорнийского университета (1948), в это время приступает к работе над проблемой шизофрении (Toward a theory of schizophrenia // Behav. Sci. 1956, vol 1, (et al)). С 1962 г. по 1964 г. он - директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), член руководства Института ментальных исследований в г. Пало-Альто, член Королевского института интеркультуральных исследований и Американского антропологического общества.
Исследования. Как теоретик сформировался под действием идей Б.Рассела и Л. фон Берталанфи, сторонник психологического направления "новых коммуникаций", в котором человек понимается как "играющий своим телом в общем оркестре", рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. Его представления имели решающее значение для выдвижения гипотезы двойной связи ("double bind"), разработанной в рамках группы по изучению шизофрении Пало-Альто: общение в семье шизофреника осуществляется на двух противоречащих друг другу уровнях, между которыми он принужден выбирать, и каждый выбор санкционируется негативно (A note on the double bind // Family Process. 1962, 2, p. 154-161 (совм. с Jackson D.D., Haby J., Weakland J.H.)). Защитник тезиса о необходимости экологического подхода к психологии и психотерапии.
Терапия. Бейтсон - автор психотерапевтической методики парадоксальной интервенции.
Сочинения. Balinese character. A photographic analysis, N.Y.,1942 (совм. с Мead M.);
Steps to an Ecology of Mind, 1972,
Mind and Nature: a Necessary Unity, N.Y., 1979.;
A theory of play and fantasy // Play, its Role in Development and Evolution. N.-Y. 1976, p. 119-129.
Литература. Lipset D. Gregory Bateson, the Legacy of a Scientist, 1980.
Bateson) Грегори (1904— 1980) — англо-американский психолог, биолог, антрополог, философ, специалист в области психологии семьи, психофизиологии и сравнительной психологии, философской и теоретической психологии, психотерапии. Автор концепции вторичного научения и психотерапевтической методики парадоксальной интервенции. Родившись в аристократическом семействе Кембриджа, Б. с детства увлекался зоологией, интересуясь феноменами анатомической симметрии и обращая внимание на формальный анализ. Образование получил в Кембриджском ун-те (1924, бакалавр гуманитарных наук; 1930 г. — магистр гуманитарных наук). С 1926 по 1928 г. работал под руководством А.Уилкинса. В 1928 г. преподавал лингвистику в Сиднее (Австралия). С 1931 по 1937 Б. — чл. совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927—1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936—1938), где работал вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 по 1950 г. Одним из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском ун-те (1948), в медицинском колледже Калифорнийского ун-та (1948). В это же время приступил к работе над проблемой шизофрении (Toward a theory of chizophrenia , Behav. Sci., 1956). С 1962 no 1964 Б. — директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), чл. руководства Института ментальных исследований в г. Пало-Альто, чл. Королевского ин-та интеркуль-туральных исследований и Американского антропологического общества. Как теоретик сформировался под действием идей Б.Рассела и Л. фон Берталанфи, сторонник психологического направления новых коммуникаций, в котором человек понимается как играющий своим телом в общем оркестре, рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. В 1960—1970-х гг. уделял особое внимание новым достижениям в кибернетике и информационной теории для социальных наук. Выступал на конференциях и публиковал свои исследования о структуре и функциях коммуникации людей и животных, которые выкристаллизовались у него в концепцию вторичного научения . Понятие вторичного научения было ключевым, объединяло логический и эмпирический анализ, а также расширяло теорию логических типов Б. Рассела до анализа иерархических категорий. Представления Б. имели также решающее значение для выдвижения гипотезы двойной связи (double bind), разработанной в рамках группы по изучению шизофрении Пало-Альто: общение в семье шизофреника осуществляется на двух противоречащих друг другу уровнях, между которых он принужден выбирать, и каждый выбор санкционируется негативно. Защищал тезис о необходимости экологического подхода к психологии и психотерапии, разработал психотерапевтическую методику парадоксальной интервенции. Основные труды Б.: Balinese Character: A Photographic Analysis, N.Y. (в соавт. с М. Mead), 1942; Communication: The Social Matrix of Psychiatry, Norton, (в соавт. с J. Ruesch), 1951; Steps to an Ecology of Mind, 1972; Mind and Nature: A Necessary Unity, 1979; и др. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005