БАТУЕВ Александр Сергеевич это что такое БАТУЕВ Александр Сергеевич: определение — Психология.НЭС
БАТТЕНА СИНДРОМ Бауэр Гордон Ховард

БАТУЕВ Александр Сергеевич

Найдено 1 определение:

БАТУЕВ Александр Сергеевич

Александр Сергеевич (р. 1935) — российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза. Д-р биологических наук (1968), профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент Санкт-Петербургского физиологического общества. Образование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (1957 г) и аспирантуру этого фак-та (1957— 1959). Профессиональную деятельность начал м.н.с. Физиологического НИИ ЛГУ (1959—1961), где защитил канд. дис: Функциональная структура двигательных актов (1960). С 1961 г. преподавал на кафедре ВНД ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследовательской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докт. дис: Функции двигательного анализатора и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру ВНД ЛГУ (1976—1981). С 1981 по 1985 г. Б. -директор ФНИИ ЛГУ. С 1985 г. и по настоящее время заведует кафедрой ВНД ЛГУ (ныне СПбГУ). Основная научная проблема, исследованием которой занимался Б., — психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивацион-ных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека. На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А. Ухтомского о доминанте, Б. разработал проблему Биосоциальные факторы формирования системы Мать — дитя, которая служит базой для развития теоретических основ антро-посоциогенеза. Руководил рядом комплексных программ РАО, связанных с психофизиологией раннего детства (1994, 1995), является научным руководителем центра Психофизиология матери и ребенка СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий. Основные из них: Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга, 1973; Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга, 1978; Мозг и организация движений, 1978; Введение в физиологию сенсорных систем, 1984; Высшая нервная деятельность, 1991; Человек. Основы физиологии и психологии / учебник для 9 кл., в соавт., 1998; Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка /ред., 1999; и др. Л.А. Карпенко

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме БАТУЕВ Александр Сергеевич — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

К 60-летию Александра Григорьевича асмолова

Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО Донцову Александру Ивановичу - 6

Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

К 60-летию Александра Георгиевича шмелева

Скачать PDF

Памяти Александра Константиновича ерофеева

Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF