Басов Михаил Яковлевич

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Басов Михаил Яковлевич | Basov, Mikhail Yakovlevich (1892- 1931)
Басов был советским психологом, выступавшим против механистической точки зрения. Он считал, что в процессы роста и развития человека вносят вклад как наследственность, так и среда, причем их роль изменяется при переходе от одной фазы развития к другой.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Басов Михаил Яковлевич
(3.11.1892 - 6.10.1931) - отечественный психолог.
Биография. Работал в Психоневрологическом институте в Петрограде под руководством А.Ф.Лазурского.
Исследования. Проводил исследования типов моторно-волевой деятельности. Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики. Предложил включить переживания в понимание поведения, рассмотренного в социально-культурной и исторической обусловленности. Проводил исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
1892-1931) - сов. психолог, ученик А. Ф. Лазурского. В своих работах обосновывал необходимость объективного исследования психической деятельности, а не поведения в понимании бихевиористов и рефлексологов. Для обозначения своего понимания поведения, включавшего в качестве необходимой составной части переживания, Б. одним из первых вводит в психологию термин "деятельность", пытаясь рассматривать последнюю в ее социально-культурной и исторической обусловленности. Известен также своими исследованиями в области детской психологии и педологии, где использовал различные варианты объективного наблюдения и естественного эксперимента. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(1892—1931)-психолог, известный своими трудами в области детской и общей психологии. Одним из первых стал использовать в отечественной психологии понятие «деятельность», подчеркивая активный характер поведения человека в противоположность реактивному, рефлекторному его пониманию. Отстаивал необходимость исторического, социокультурного понимания психологии человека. Был сторонником, проводником и защитником педологических исследований в нашей стране и введения в педагогическую практику метода тщательно разработанного, систематического наблюдения.
Соч.:Воля как предмет функциональной психологии. М., 1923; Общие основы педологии. М., 1911; Избранные психологические произведения. М., 1975.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Басов Михаил Яковлевич
(1892–1913) – рус. психолог. Б. создал учение о человеке как активном деятеле. В своих работах обосновывал необходимость объективного исследования психики. Одним из первых ввел в психологию понятие деятельности. Основной областью исследования Б. стала детская психология; проблема развития рассматривалась им как важнейшая для психологии. Он полагал, что задача детской психологии состоит в выявлении закономерностей психического развития. Важнейшим методом детской психологии он считал наблюдение. Ему принадлежит заслуга разработки научно обоснованных программ и схем объективного наблюдения за детьми дошкольного возраста. В обширном труде «Общие основы педологии» (1931) ряд разделов Б. посвятил вопросам педагогической и детской психологии. Это исследование представляет собой серьезное обобщенное изложение русских и зарубежных авторов по проблемам психического развития ребенка. Осн. работы: «Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста», 1923.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БАСОВ Михаил Яковлевич
(1892-1931) - видный отечественный психолог. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Проводил также исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии. В полемике со сторонниками рефлексологии доказывал важность и возможность объективного экспе риментального изучения внутрип- сихических функций. Б. ввел в советскую психологию термин «деятельность». В своих исследованиях исходил из марксистской идеи, что именно труд сформировал личность и ее психические функции. Саму деятельность понимал как особую структуру и целостность, первичную по отношению к образующим ее отдельным элементам (условным рефлексам). Б. считал человека активным «деятелем в среде», настаивал на «социокультурной и исторической» обусловленности поведения, полагая, что его содержание опосредовано ценностями науки и культуры. Внес крупный вклад в педагогическую психологию. Б. ввел так называемый основной критерий в психологической характеристике возраста: степень или уровень овладения объективными закономерностями действительности. В качестве примера Б. пользуется «математическим» развитием человека. Отрезки «математического развития» характеризуются усвоением различных отделов математики, отличающихся друг от друга именно характером закономерных отношений между отдельными математическими явлениями. Состояние же организма в каждом возрасте оказывает лишь различное влияние на психическую деятельность ребенка, ограничивая его возможности усвоения объективных закономерностей деятельности.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

БАСОВ Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич (1892— 1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии и методов психологического исследования. Автор концепции функциональной периодизации деятельности. Ученик А.Ф. Лазурско-го, под руководством которого начинал свою научную деятельность в психологической лаборатории ин-та Бехтерева (Петроград). После смерти своего учителя Б. возглавляет лабораторию (1920), которая входила в состав Института по изучению мозга и психической деятельности, организованного В.М. Бехтеревым на основе Психоневрологического ин-та. Большое внимание Б. уделял анализу и разработке методов психологического исследования. Однако главным его исследовательским интересом становится проблема закономерностей и движущих сил психического развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психологии. В работах Методика психологических наблюдений над детьми (1926), Общие основы педологии (1931) Б. развивал идеи А.Ф. Лазурского о роли естественного эксперимента как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Б. уделял популяризации и введению в педагогическую практику и метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Б. писал, что это единственный метод, который может быть применен ко всем формам развития психических функций. Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностями его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотносилась Б. с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключается в лабораторном эксперименте. Важнейшей заслугой Б. является разработка совершенно нового подхода к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Б. — идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды, а сама среда не аморфная масса, но определенным образом структурированная ситуация. Из этого положения Б. делает важный вывод о том, что психическое и физическое развитие — это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется механизмом биологически фиксированном в нем самом. В то же время развитие человека как деятеля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего социума и в зависимости от условий может идти по-разному, принимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания. Б. разработана функциональная периодизация деятельности, в которой выделены следующие уровни: 1) простая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным стимулом, не связанным с другими; 2) ассоциативно-детерминированная деятельность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыдущим; 3) апперцептивно-детеминирован-ная деятельность, характеризующаяся устремленностью к определенной цели и планомерностью течения. Чтобы подчеркнуть разницу своего подхода к активности человека, Б. впервые в истории отечественной психологии вводит термин деятельность, говоря о деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею. Принципиальная новизна позиции Б. заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-исторический контекст, так как развитие человека как деятеля определялось окружающей и воздействующей на него природной и культурно-исторической средой. Как существо социальное и историческое человек развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений. Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде, но конкретным деятелем в определенной области профессионального труда, Б. обосновывал идею о том, что деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль этого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, и тем более деятельность профессиональная, несет в себе необходимые для ее выполнения знания. Это содержание деятельности Б. называл наукой. С помощью представлений о науке как о факторе, организующем деятельность человека, Б. обосновывал идею о культурной детерминации этой деятельности. Т.о. в теории Б. были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к самому этому развитию, которое, как он подчеркивал, определяется не только наследственностью, но и искусственно созданной средой, в которую входят наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005