БАСЕН, ТЕСТ БАССА А.-ДАРКИ А. ОПРОСНИК

Басов Михаил Яковлевич

Найдено 5 определений термина Басов Михаил Яковлевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Басов Михаил Яковлевич | Basov, Mikhail Yakovlevich (1892- 1931)

Басов был советским психологом, выступавшим против механистической точки зрения. Он считал, что в процессы роста и развития человека вносят вклад как наследственность, так и среда, причем их роль изменяется при переходе от одной фазы развития к другой.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

1892-1931) - сов. психолог, ученик А. Ф. Лазурского. В своих работах обосновывал необходимость объективного исследования психической деятельности, а не поведения в понимании бихевиористов и рефлексологов. Для обозначения своего понимания поведения, включавшего в качестве необходимой составной части переживания, Б. одним из первых вводит в психологию термин "деятельность", пытаясь рассматривать последнюю в ее социально-культурной и исторической обусловленности. Известен также своими исследованиями в области детской психологии и педологии, где использовал различные варианты объективного наблюдения и естественного эксперимента. (Е. Е. Соколова.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Басов Михаил Яковлевич

(3.11.1892 - 6.10.1931) - отечественный психолог.

Биография. Работал в Психоневрологическом институте в Петрограде под руководством А.Ф.Лазурского.

Исследования. Проводил исследования типов моторно-волевой деятельности. Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики. Предложил включить переживания в понимание поведения, рассмотренного в социально-культурной и исторической обусловленности. Проводил исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии.

Источник: Психологический словарь

БАСОВ Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич (1892— 1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии и методов психологического исследования. Автор концепции функциональной периодизации деятельности. Ученик А.Ф. Лазурско-го, под руководством которого начинал свою научную деятельность в психологической лаборатории ин-та Бехтерева (Петроград). После смерти своего учителя Б. возглавляет лабораторию (1920), которая входила в состав Института по изучению мозга и психической деятельности, организованного В.М. Бехтеревым на основе Психоневрологического ин-та. Большое внимание Б. уделял анализу и разработке методов психологического исследования. Однако главным его исследовательским интересом становится проблема закономерностей и движущих сил психического развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психологии. В работах Методика психологических наблюдений над детьми (1926), Общие основы педологии (1931) Б. развивал идеи А.Ф. Лазурского о роли естественного эксперимента как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Б. уделял популяризации и введению в педагогическую практику и метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Б. писал, что это единственный метод, который может быть применен ко всем формам развития психических функций. Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностями его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотносилась Б. с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключается в лабораторном эксперименте. Важнейшей заслугой Б. является разработка совершенно нового подхода к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Б. — идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды, а сама среда не аморфная масса, но определенным образом структурированная ситуация. Из этого положения Б. делает важный вывод о том, что психическое и физическое развитие — это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется механизмом биологически фиксированном в нем самом. В то же время развитие человека как деятеля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего социума и в зависимости от условий может идти по-разному, принимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания. Б. разработана функциональная периодизация деятельности, в которой выделены следующие уровни: 1) простая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным стимулом, не связанным с другими; 2) ассоциативно-детерминированная деятельность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыдущим; 3) апперцептивно-детеминирован-ная деятельность, характеризующаяся устремленностью к определенной цели и планомерностью течения. Чтобы подчеркнуть разницу своего подхода к активности человека, Б. впервые в истории отечественной психологии вводит термин деятельность, говоря о деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею. Принципиальная новизна позиции Б. заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-исторический контекст, так как развитие человека как деятеля определялось окружающей и воздействующей на него природной и культурно-исторической средой. Как существо социальное и историческое человек развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений. Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде, но конкретным деятелем в определенной области профессионального труда, Б. обосновывал идею о том, что деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль этого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, и тем более деятельность профессиональная, несет в себе необходимые для ее выполнения знания. Это содержание деятельности Б. называл наукой. С помощью представлений о науке как о факторе, организующем деятельность человека, Б. обосновывал идею о культурной детерминации этой деятельности. Т.о. в теории Б. были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к самому этому развитию, которое, как он подчеркивал, определяется не только наследственностью, но и искусственно созданной средой, в которую входят наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

БАСОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

1892 – 1931) — отечественный психолог, ученик А.Ф.Лазурского. Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики. Предложил включить переживания в понимание поведения, рассмотренного в социально–культурной и исторической обусловленности. Проводил также исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Показать все [+2] ↓

Найдено научных статей по теме — 2

Михаил Григорьевич ярошевский: Историческая психология исторической личности

Марцинковская Татьяна Давидовна
Скачать PDF

Персонология Михаила Григорьевича ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развити

Семенов Игорь Никитович
Дается историко-персонологический и психолого-нау-коведческий анализ развития личности и деятельности крупного российского психолога, науковеда и методолога М.Г. Ярошевского (1915-2001), что актуально в связи с его фундаментальным вкладом в челове-кознание и со 100-летием со днярождения. Новизна работы определяется тем, что в ней впервые с рефлексивно-персонологических позиций выстраивается целостный образ развития его личности в процессе творческой жизнедеятельности, которая осуществлялась в сложных социокультурных условиях бурной и трагичной эволюции российского общества в XX веке. Характеризуются драматичные перипетии жизненного пути М.Г. Ярошевского и его многогранная исследовательская деятельность в изучении истории, теории, методологии психологической науки и науковедения, а также в построении таких инновационных областей человекознания, как общее науковедение, категориальная логика и социальная методология научного мышления, теоретическая психология, историческая психология науки, психология развития личности и творчества в науке, социальная психология руководства научными коллективами. Показано творческое взаимодействие М.Г. Ярошевского с рядом крупных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев) и философов (Б.М. Кедров, СР. Микулинский, А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин) в разработке историко-теоретических и философско-методологических проблем человекознания. Специально проанализировано сотрудничество почетного академика РАО М.Г. Ярошевского с президентом РАО А.В. Петровским в социально-психологическом изучении развития личности в научных коллективах, в построении теоретических основ психологии и в разработке психологической энциклопедии в виде уникального издания «Психологический лексикон». В итоге характеризуется вклад творческой личности и подвижнической деятельности М.Г. Ярошевского в развитие культуры российского общества, в том числе в условиях (репрессированной науки» и социоэкономической перестройки.
Скачать PDF