Барт Сирил Лодовик
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Биография. Образование получил в университетах Оксфорда и Вюрцбурга. С 1931 по 1950 г. - профессор психологии колледжа Лондонского университета.
Исследования. Занимался проблемами ненормальных детей, малолетних преступников. На материале генеалогий преступников пытался проследить влияние на их судьбу внешних факторов (семейное положение, заболевания, стили воспитания). Специалист в области психологии интеллекта, в 1930-х одним из первых в психологии стал проводить факторные исследования интеллекта. На материале близнецовых исследований пытался доказать, что интеллект детерминируется по преимуществу наследственностью. По его расчетам, доля наследственности в вариативности интеллекта составляет 80 %, а окружающей среды - 20 %. Также занимался проблемами статистики и тестологии.
Сочинения. The structure of the mind // British journal of statistical psychology. 1961, v. XIV, p. 142-143;
Brain and consciousness // British journal of psychology. 1968, v. 59
, Б е р т (Burt) Сирил Лодовик (1883 – 1971) – английский психолог. Окончил Оксфордский университет (1908). Преподавал в Ливерпульском (190913) и Кембриджском (191213) университетах. Член муниципального совета Лондона по отделу образования (1913–1932). Профессор педагогики и психологии Лондонского университета (1924–1931).
Проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одаренности, темперамента, профориентации, умственной отсталости, детской преступности и др. Широко использовал близнецовый метод и факторный анализ. Утверждал, что основные индивидуальнопсихологические особенности человека, в частности умственные способности, врожденны и неизменны. Главным методом их оценки считал тесты. Оказал значительное влияние на политику в области образования, способствовал введению трех типов школ в английской системе образования (1944). В соответствии с его концепцией детей в возрасте 11 лет по результатам тестирования относили к одному из трех образовательных уровней (признанные наиболее способными проходили обучение на более высоком уровне и получали доступ к высшему образованию, образовательные возможности остальных ограничивались). С 1950х гг. эта концепция начала подвергаться критике, что привело в 19601970х гг. к поэтапной отмене подразделения учащихся на потоки в соответствии со способностями.
В 1972 г. американский психолог Л.Кэмин на основании анализа трудов Барта установил, что некоторые полученные им экспериментальные данные фальсифицированы, а ряд публикаций не отвечает требованиям научной корректности. Это послужило аргументом для критики теории врожденных способностей, которую, как выяснилось, сам Барт не мог достоверно доказать.
Соч.: The distribution and relation of educational abilities. – L., 1917; The measurement of mental capacities. – Edinburgh, 1927; The factors of mind. An introduction to factoranalysis in psychology. – N.Y., 1941; The young delinquent. – Kent, 1945; The backward child. – L., 1950.
Лит.: Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы.. – М., 2002. – С. 411–419; Hearnshaw L.S. Cyril Burt, psychologist. – L., 1979.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005