БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

- избирательное торможение активности в результате низкой самооценки субъекта.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Психологический барьер
внутреннее препятствие психологической природы, выражающееся в неадекватной пассивности человека и мешающее выполнению тех или иных действий.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
состояние пассивности субъекта (нерешительность, неуверенность, робость, страх и т.п.), не имеющие под собой объективной причины; психологический барьер является серьезным тормозом на пути той или другой деятельности человека

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

барьер психологический

мотив, препятствующий определенной деятельности или действий, в частности общению с определенным человеком или группой людей. Б.п. – наиболее частая причина внутренних конфликтов, застенчивости.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой людей. Б. п. – наиболее частая причина внутренних конфликтов, особенно как проявление застенчивости. Субъективно Б. п. может переживаться как трудность и различно взаимодействовать с самооценкой.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
франц. barriere - преграда, препятствие) - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Барьер психологический
Психологическое состояние, характеризующееся пассивностью человека, препятствующей выполнению им тех или иных действий. Часто Б. п. обладает избирательностью в отношении отдельных видов деятельности, что может быть связано либо с предыдущим неудачным опытом, либо с психологическими установками, сформированными воспитанием.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
от французского barrière – «застава, преграда» – невозможность осуществления определенных действий, необходимых для выполнения конкретных задач. Б.п. возникает вследствие усиления и переживания негативных, астенических эмоций в виде тревоги, волнения, паники, страха. Б.п. могут формироваться в экстремальных ситуациях, неожиданно возникших при осуществлении какой-либо деятельности.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
внутреннее препятствие субъективного, психологического характера (например, неуверенность в себе, нежелание, боязнь и т.п.), препятствующее человеку открыто проявлять свои чувства, высказывать мысли, применять способности, решать жизненные задачи. Б.п. особенно возникает тогда, когда данный человек находится среди людей, за ним наблюдают со стороны или с ним соревнуются другие люди.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Барьер психологический
внутреннее препятствие субъективного, психологического характера (например, Неуверенность в себе, боязнь и т.п.), мешающее человеку открыто проявлять свои чувства, высказывать мысли, применять способности, решать жизненные задачи. Психологический барьер часто возникает в сфере деловых и Личных взаимоотношений и мешает установлению вполне открытых и доверительных отношений между людьми.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (напр., «страх сцены», решение личной проблемы на приеме у старшего начальника, защита своих интересов в трудной ситуации взаимодействия с противником, который по своим ресурсам заведомо сильнее).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Барьер психологический
состояние индивида, характеризующееся неадекватной пассивностью, сомнениями относительно выполнения каких-то действий. Это могут быть сдерживающие соображения стыда, страха, чувства вины, чувства неполноценности. Например, «страх сцены» (выступления перед аудиторией), страх получить отказ, мешающий объяснению в любви, чувство вины перед человеком, препятствующее тому, чтобы наказать его за его проступок, стыд, мешающий попросить человека вернуть данную ему взаймы небольшую сумму денег и т. п.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
препятствие внутреннего, психологического характера, мешающее человеку достичь поставленной цели, добиться успехов в какой-либо деятельности. Б.п. может быть боязнь, неуверенность человека в себе, ожидание неудачи и т. п. Б.п. мешает людям нормально и свободно общаться друг с другом, проявляется в излишней внутренней напряженности, тревожности, особенно тогда, когда за деятельностью человека наблюдают со стороны и оценивают его как личность. В основе Б.п. может лежать комплекс неполноценности, а его следствием явиться аффект неадекватности. См. аффект неадекватности, комплекс неполноценности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
(от фр. преграда, препятствие) – психическое состояние, препятствующее выполнению тех или иных действий, решению задачи, ответу на вопрос, достижению взаимопонимания. Причинами возникновения Б. п. являются непривычные внешние условия, новизна и опасность ситуации, а также неподготовленность человека к восприятию неприятной информации, отсутствие гибкости и быстроты мышления, неготовность к выполнению прямых требований, приказов и т. д. В социальном поведении индивида Б. п. представлен коммуникативным барьером (барьер в общении), возникающем вследствие резкого расхождения оценки и смысла обсуждаемого события, факта.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, - внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, "страх сцены"). В социальном поведении барьеры психологические представлены барьерами коммуникативными (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в жесткости межличностных установок социальных и прочем; а также барьерами смысловыми.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Барьеры психологические
франц. barri?re — преграда, препятствие] — особое психологическое состояние, выражающееся в неадекватной пассивности субъекта и препятствующее выполнению им, тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении негативных переживаний и установок — стыда, страха, тревоги, чувства вины, заниженной самооценки, связанных с задачей и текущей ситуацией. В социальном поведении человека Б. п. представлены, в первую очередь, коммуникативными барьерами (барьерами в общении с определенным человеком или группой людей), проявляющимися в отсутствии гибкости межличностных социальных установок, а также барьерами смысловыми. Субъективно Б. п. переживаются как трудность в общении и взаимопонимании, застенчивость, некоммуникабельность, что способствует возникновению внутренних конфликтов, неадекватно заниженной самооценке. А.У. Хараш

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
от франц. barriere — преграда, препятствие) — психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Эмоциональный механизм П. б. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей,— стыда, страха, чувства вины, тревоги, низкой самооценки. В социальном поведении П. б. представлены коммуникативными барьерами (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. п., а также смысловыми барьерами (взаимонепониманием между людьми, являющимся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл). П. б. часто возникают вследствие боязни, неприятия новых методов управления (напр., с помощью АСУ), внедрения новой техники (напр., ЭВМ), новых методов и приемов труда и т. п. П. б. могут возникать при взаимодействии человека и ЭВМ (страх диалога с машиной, недоверие к выдаваемой ею результатам, нетерпение при ожидании ответа ЭВМ и др.). Все перечисленные и многие другие ситуации являются объектом изучения инженерной психологии и психологии управления.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Барьеры психологические
действительно существующие или воображаемые субъектом препятствия в осуществлении того или иного вида поведения, деятельности, общения, познания. Б. п. могут существовать по личностным причинам, из-за недостатка соответствующего опыта и знаний или специфики ситуации. Например, барьеры могут создать культурно обусловленные нормы общения при взаимодействии представителей разных культур, наций (особенно в том случае, когда имеются стойкие предубеждения, установки и стереотипы) или могут возникнуть вследствие большой разницы в возрасте, когда каждый собеседник выступает носителем культуры, ценностей, идеалов, норм своего поколения. Могут влиять и такие факторы, как отсутствие обратной связи в контакте, ошибки в понимании смысла, непринятие во внимание подтекста и т. п.
Б. Д. Парыгин предлагает различать два вида социально-психологических барьеров:
Внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность, слабоволие и т. д.
Барьеры, причина которых — вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефицит информации и т. д. Литература
Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.
Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
БАР’ЕР ПСІХАЛАГІЧНЫ / PSYCHOLOGICAL BARRIER (в пер. с фр.– преграда, препятствие)– особое психическое состояние, препятствующее выполнению тех или иных действий, решению задачи, ответу на вопрос, достижению взаимопонимания, которое проявляется в неадекватной пас сивности субъекта, в усилении особых (как правило, деструктивных) социально-психологических установок (по отношению к предмету, деятельности, человеку и др.), в возникновении отрицательных переживаний (чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки). При этом ряд ученых, наоборот, рассматривают Б. п. как активизатор интеллектуальной деятельности, стимулирующий к поиску новых способов действия. Природа, интенсивность, качественные характеристики Б. п. зависят от рассогласования таких параметров деятельности, как цель, мотив, результат. Причинами возникновения Б. п. могут быть: 1) внешние непривычные условия, новизна и опасность ситуации; 2) внутренние условия: интеллектуальные (неподготовленность или неспособность человека к восприятию информации, отсутствие гибкости и быстроты мышления), логические, семантические, эмоциональные (стеснение, зажатость, стыд, неприятие и др.), установки, морально-этические (неспособность пыполнить действие, поступок, противоречащий моральным принципам человека). Выявлены системные характеристики Б. п.: внутренние, ярко включающие индивидуальные качества личности, и внешние доминанты, связанные с социальным окружением человека и социальными механизмами воздействия, групповыми процессами. Б. п. могут проявляться в различных сферах: в профессиональной (например, педагогической деятельности) (А. К. Маркова, Н. А. Подымов); при введении инноваций (А. И. Пригожий, А. В. Филиппов, А. М. Хон), барьеры в общении (В. А. Кан-Калик, Б. Д. Парыгин), смысловые (Л. И. Божович, М. С. Неймарк), эмоциональные (Л. Б. Филонов).
Согласно Л. М. Митиной, в профессиональной деятельности Б. п. выполняют ряд функций:
– стабилизируют профессиональное развитие;
– корректируют процесс профессионального развития;
– энергетизируют психологические ресурсы;
– дозируют процесс развития, опосредуют периоды активного роста и стабилизации;
– мобилизуют личностные ресурсы специалиста;
– развивают личность;
– тормозят процесс профессионального развития, сдерживают активность личности;
– подавляют, если «величина» Б. п. оказывается непреодолимой для человека.
Методами психологической диагностики Б. п. может выступать методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном взаимодействии В. В. Бойко. Н. А. Подымов разработал опросник для определения особенностей проявления психологических барьеров у педагогов. А. В. Массанов разработал опросник для оценки типа и степени выразительности психологических барьеров, который включает диагностику у испытуемых мотивационного, когнитивного, эмоционального и волевого барьеров. И. В. Гайдамашко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Барьеры психологические
от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самнепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан с взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «руководитель — подчиненный» и «подчиненный — руководитель». Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.
Классическим примером психологического барьера является ситуация, в которой потенциальные субъекты взаимодействия в буквальном смысле говорят на разных языках в отсутствии переводчика. На практике подобные барьеры чаще всего имеют место при прохождении той или иной информации через многочисленные передаточные звенья в так называемых коммуникационных сетях организаций. Это может носить характер фильтрации, либо блокирования информации. Под фильтрацией понимается сознательное либо неосознанное искажение входящего сообщения передаточной инстанцией. Классическое исследование фильтрации послания в коммуникативных сетях организации построенной по иерархическому принципу, проведенное в 60-е гг. XX века американским психологом Р. Николсом показало, что «...около 80% информации, содержавшейся в послании, терялось к тому моменту, когда оно доходило от тех, кто занимал высшие посты в организационной иерархии, до отдельных работников среднего звена»1. Аналогичные искажения происходят и при прохождении информации «снизу вверх». Блокирование означает полное перекрытие коммуникативного канала. Примером может служить «синдром гонца, доставившего дурные вести», когда руководству не докладывается информация негативного характера, дабы избежать «снятия голов». Количество коммуникативных барьеров в организации, как правило прямо пропорционально и является показателем степени ее бюрократизации.
Гораздо более многообразны и интересны, с точки зрения психологии, смысловые барьеры. Яркий пример барьеров такого рода мы находим в известном романе — эпопее А. Н. Степанова «Порт-Артур». Обсуждая предложение японцев сдать крепость на военном совете, генерал Стессель заявляет:
«— Я пошлю в ответ японцам фигу, срисованную с моей руки ...
— Как? Что? — Удивленно спросило несколько человек.
— Пошлю вот эту самую дулю. — И генерал протянул вперед кукиш.
— Едва ли японцы поймут жест Вашего превосходительства, — заметил Кондратенко. — Кукиш обозначает у японцев совсем не то, что у русских.
— А что именно?
— Так у них продажные женщины приглашают к себе мужчин»2.
Смысловые барьеры часто являются следствием не только культурных, социальных, профессиональных, но и внутриличностных различий. Наиболее наглядно это проявляется во взаимодействии представителей разных психологических типов в рамках типологии Майерс — Бриггс. Вот как описывает менеджер одной из фирм встречи с руководителем. «Когда я, ENTJ прихожу к своему ENTP — начальнику за советом, он часто приказывает мне то, что я никак не могу сделать. Принимая во внимание мой характер и прочие препятствия. Я начинаю сердиться, однако потом мне становится ясно, что он всего лишь обсуждал вместе со мной проблему, а не давал указания, что мне следует делать. Теперь я могу слушать его более спокойно и извлекать из беседы известную пользу»3.
Как уже отмечалось, особенно часто смысловые барьеры возникают во взаимоотношениях детей и взрослых. Это в полной мере относится к тем из них, которые связаны с типологическими различиями.
Так, например, «Родители — Экстраверты (E), как правило, склонны вторгаться на территорию всех членов семьи, не исключая и детей — Интровертов (I)»1. Обычно, делая это, они руководствуются самыми благими побуждениями: стремлением сплотить членов семьи, вовлечь их в общую деятельность, сделать жизнь насыщенной и динамичной. В этом смысле их настойчивое желание «вытащить» интровертированного ребенка на пикник или обсудить с ним новый фильм, есть ничто иное, как форма проявления родительской заботы. Проблема, однако заключается в том, что «Дети — Интроверты (I) обычно не хотят, чтобы Вы открывали их дверь, говоря: “Я тебе не помешаю?” или навязывали свое общество со словами: “Вот это мило! Что это ты тут делаешь? ”. Интровертов (I), как правило, раздражает многословность Экстравертов (E) и многократное повторение того, что очевидно и без лишних слов»2. Для таких детей подобные формы выражения родительской любви и заботы выглядят как навязчивое и агрессивное желание не только «съесть» их личное пространство, но и подмять под себя их самих.
С другой стороны, «Если рассмотреть ситуацию родители — Интроверты (I) и ребенок — Экстраверт (E), то окажется, что родители часто не понимают, до какой степени Экстраверту (E) нужны постоянные подбадривания и поощрения со стороны. Ему нужна ответная реакция на все, начиная с того, хорошо ли убрана кухня и кончая одобрением той или иной детали одежды, при этом не имеет значения, сколько раз уже высказывалась соответствующая похвала. Конечно трудно ожидать готовности к подобному отклику индивида, чья предрасположенность диктует ему избегать чрезмерностей»3. В результате ребенок — экстраверт может чувствовать себя нелюбимым и отвергаемым родителями.
Подобного рода примеры можно привести и относительно различий по трем другим шкалам типологии Майерс-Бриггс. Чаще всего смысловые барьеры являются результатом столкновения и резонирования внешних и внутренних факторов. При этом смысловые барьеры играют важную роль в деструктивном механизме «самоосуществляющегося пророчества». Так, в приведенном примере, ребенок — экстраверт, не получая желаемого подкрепления от родителей, может удвоить свою активность с целью привлечь их внимание. В конечном итоге, это может привести к выраженно негативной и, более того, агрессивной реакции последних, направленной на то, чтобы прекратить «доставание» со стороны ребенка. Таким образом, изначально ошибочная интерпретация родительского поведения ребенком, на глазах самореализуется, превращаясь в социально-психологическую реальность.
Факт разрушительного влияния такого рода процессов как на социальное взаимодействие, так и на личность не требует дополнительных доказательств. Именно поэтому работа в качестве своеобразного «переводчика», дающего возможность партнерам понимать не только формальное значение, но и подлинный смысл как вербальных, так и невербальных аспектов межличностных взаимоотношений является одной из главных составляющих деятельности психолога.
Одной из важнейших профессиональных задач практического социального психолога является снятие возникающих психологических барьеров. При этом о каком бы виде психологических барьеров не шла речь, в любом случае именно психолог, как правило, выступает компетентным посредником между взаимодействующими сторонами и носителем научно выверенных техник купирования и снятия психологического барьера.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007