БАДМАЕВ Борис Циренович
БАДМАЕВ Борис Циренович
(1926 г. – 1999 г.) Доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии информатизации. Родился 9 февраля 1926 г. в селе Баянгол Баргузинского района Бурятской АССР, в многодетной крестьянской семье. Вечернюю среднюю школу окончил с золотой медалью. Около 40 лет отдал службе в ВС СССР: с декабря 1943 г. по декабрь 1946 г. – рядовой. Курсант учебного танкового полка Б. Ц. Бадмаев в 1946 г. поступил и в 1948 г. с отличием окончил Ярославское военнополитическое училище. До 1955 года – замполит роты. Служил на Семипалатинском полигоне, где принимал участие в первых испытаниях ядерного оружия. Здесь он встречался с И. В. Курчатовым, который оказал влияние на выбор будущей профессии ученого. В 1955 г. поступил в Военно-педагогический институт им. М. И. Калинина, а в 1958 г. Был принят сразу на III курс педагогического факультета Военно-политической академии им. В. И. Ленина. После окончания академии (1960) до 1962 г. преподавал историю КПСС в Камышинском командно-техническом училище. В 1962 г. поступил в адъюнктуру на кафедру военной педагогики и психологии ВПА, разработал и в 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию, по теме «Формирование общественно полезных интересов у советских воинов». После окончания адъюнктуры – преподаватель Военной академии связи им. С. М. Будённого. С 1968 г. по 1977 г. работает в Военно-политической академии им. В. И. Ленина. До 1971 г. – преподаватель кафедры военной педагогики и психологии. С 1971–1977 гг. – начальник группы научных сотрудников по разработке проблем педагогики и психологии для ВС СССР. С ее расформированием и переводом в состав Института военной истории МО СССР становится начальником группы, старшим научным сотрудником института. В 1982 г. защитил докторскую диссертацию по теме: «Психолого-педагогические проблемы эффективности изучения марксистско-ленинской теории в ВС». В 1972–73 гг. под его руководством по заданию Генерального штаба МО СССР в Вооруженных Силах проводился широкомасштабный эксперимент по обучению различных категорий специалистов по методикам, разработанным на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. По результатам этого эксперимента десять экспериментальных методик обучения воинов-специалистов (телеграфистов, локаторщиков, гидроакустиков, авиационных механиков и др.), созданных группой, вошли в официальные руководящие документы и были внедрены в практику массового обучения в Вооруженных Силах. На протяжении почти 20 лет его деятельность была связана с консультационной и преподавательской работой в ГДР, ЧССР, СРВ и на Кубе. В 1977 г. был назначен начальником группы в Управление социальнопсихологических исследований института. После 1983 г. работал профессором кафедры идеологической работы Академии общественных наук, профессором факультета психологии, зав. лабораторией психологии развития и инноваций Московского городского педагогического университета, полковник запаса. Творческое наследие ученого – около 200 научных публикаций, в том числе более 20 монографий, учебников и учебно-методических пособий, а также два изобретения. Ряд его трудов переведены за рубежом. Вся его жизнь была посвящена экспериментальным и теоретическим исследованиям психологических закономерностей обучения. Основные труды: «Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов», 1974 (в соавт.); «Методика ускоренной подготовки телеграфистов», 1974 (в соавт.); «Удавшийся эксперимент», 1974 (в соавт.); «Можно быстрее и лучше», 1974 (в соавт.); «Психологические особенности усвоения слушателями правовых знаний», 1976 (в соавт.); «Психология меткого выстрела», 1977; «Методика ускоренного обучения работе на буквопечатающих клавишных аппаратах», 1997 (в соавт.); «Психологические основы быстрого обучения русскому правописанию», 1997 (в соавт.); «Психология: как ее изучить и усвоить», 1997; «Психология и методика ускоренного обучения», 1998; «Психология обучения речевому мастерству», 2002 (в соавт.); «Методика ускоренного обучению русскому языку», 2001; «Учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов», 2001; «Психология в работе учителя» в 2 кн., 2004.