АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
АЎТАРЫТАРНАЕ ВЫХАВАННЕ / AUTHORI TA RIAN UPBRINGING– модель воспитания, основанная на полном подчинении личности воспитуемого своему воспитателю. Изначально большинство воспитательных концепций опирались на ту или иную форму авторитарности. Это обосновывалось авторитетом старшего. Так, в конфуцианстве сразу несколько ключевых принципов (сяо, ти, саньган) подразумевают подчинение младшего старшему. В античных сис те мах воспитания и образования (спартанской, афинской, римской) хотя порой и предполагались дискуссионность и открытость, однако авторитет учителя также подразумевал беспрекословное подчинение учеников. Во многих религиозных доктринах А. в. лежит в основе представлений о гармонии в обществе и наиболее эффективной трансляции знаний и обычаев от одного поколения другому. Считается, что одним из инструментов А. в. является использование телесных наказаний. Сторонники А. в. утверждают, что оно способствует формированию дисциплинированной, аккуратной и ответственной личности. Ребенку постепенно делегируются новые степени ответственности, шаг за шагом расширяются его права, что позволяет последовательно выстроить воспитательный процесс. Критики концепции считают, что такие методы приводят к формированию несвободного типа личности, подавлению индивидуальности. Первостепенным становится страх допустить ошибку, порой– паническая боязнь наказания, понижается самооценка, формируется неуверенность в собственных силах. Как негативное следствие А. в. может развиться комплекс неполноценности. Повзрослев, человек, который в раннем возрасте сталкивался с А. в., может стать деспотом. В современных концепциях воспитания происходит отказ от авторитарных методов. Многие из них криминализируются. В некоторых странах, где существует ювенальная юстиция, применение А. в. в семье может привести к лишению родительских прав. Для диагностики А. в. может применяться методика «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова (в модификации И. И. Махониной). В. Ф. Гигин