греч. authentikos - подлинный) - 1. соответствующий подлиннику, исходящий из первоисточника; 2. точная копия текста; 3. искренний, соответствующий подлинным мыслям, чувствам и намерениям индивида. Термин имеет ряд коннотаций (лат.con - вместе, noto - отмечаю), то есть смысловых оттенков, того, что подразумевается, но прямо не говорится. В некоторых направлениях психологии он характеризует проявления зрелой личности (например, у А. Маслоу, 2007; и др.), то есть отсутствие фальши, наигранности, ходульности. В экзистенциальной психологии аутентичность представляется как выражение уникальных сущностных качеств индивида, того, что соответствует его истинной природе (Сартр). С позиций даосизма аутентичность понимается как «живущий в согласии с силами природы» (Лао-цзы), в религиозной этике - со своей совестью. И т.д. Иначе говоря, если индивид говорит или делает что-то со слов, по примеру либо по принуждению других людей, его не следует считать аутентичным. Социальные психологи считают типичным такой образец аутентичности. Участника тренинга спрашивают, что он чувствует перед обсуждением какой-либо своей проблемы на психотерапевтической группе. Он честно отвечает:”Боюсь”. Психотерапевт, услышав это признание, должен с удовлетворением констатировать, что он встретил вполне аутентичную личность или услышал аутентичный ответ. Между тем он, скорее всего, поспешит, если сделает такой вывод, как торопятся порадоваться искренности человека с «честным взглядом» прямо в глаза. Во-первых, участник не сказал, чего или кого именно он боялся. Во-вторых, несомненно, что он не только боялся, у него были в тот момент и другие чувства, желания, но он не упомянул о них ни единым словом. В третьих, осталось неизвестным, с какой целью он сделал это признание, почему решил быть откровенным, чего, возможно, при других обстоятельствах он постарался бы избежать. Другими словами, он сказал отнюдь не все, и, может быть, сказал далеко не самое главное. Этот конкретный пример того, что определить, насколько аутентичным является индивид в той или иной ситуации, достаточно сложно. И, вне всякого сомнения, не существует психологии, с позиций или методами которой можно было бы безошибочно распознавать подлинные мотивы поведения человека. Единственный, кто может знать или хотя бы это почувствовать, является сам индивид и никто кроме него самого, причем неважно, выражает он свои чувства открыто или нет. Но даже и тут все относительно. То, что индивид сегодня говорит подражая или подчиняясь кому-то, завтра может оказаться его внутренним, может быть даже сущностным качеством и наоборот, кажущиеся в настоящее время подлинными и глубинными побуждения или отношения спустя некоторое время покажутся ему сиюминутными, поверхностными, чуждыми ему. По настоящему аутентичными бывают разве только дети и пациенты с ригоризмом (см.), которые по простодушию либо в силу аутизма говорят о своих переживаниях так, как они их непосредственно воспринимают в данный момент времени и без учета того, какое впечатление их признание окажет на окружающих. Следует признать, что Я индивида и то, как оно им самим воспринимается, это все-таки слишком разные вещи, чтобы по каким-то внешним проявлениям установить подлинный источник того или иного действия или высказывания.