текст, предназначенный для смыслового восприятия на слух. Звуковая речевая связь в деятельности оператора очень часто принимает именно такую форму логического и семантического объединения отдельных слов и предложений в смысловые блоки — сверхфазовые единства (СФЕ). Понимание звучащего события во многом обусловлено действием двух факторов: логико-смыслов ой структуры А. и его паралингвической реализации (скорости речи, расположения фраз, интонации). Логико-смысловая структура А. определяется способом изложения мыслей. Наиболее оптимальным считается дедуктивный способ их изложения (от общего к частному), при котором первое предложение нацеливает аудитора на восприятие определенной темы, после чего следует ряд конкретных положений, доказывающих правильность посылок умозаключений. В психолингвических исследованиях при анализе текстов исходят из следующих положений: 1) расчленение всего текста на смысловые блоки — СФЕ; 2) представление схемы всего текста в виде логической цепочки, являющейся каркасом, на который как бы нанизывается весь текст; 3) вычисление в выделенных СФЕ информации с помощью некоторых формализованных процедур. Информационная ценность А. может быть усилена с помощью полного или частичного повторения, особенно ключевых слов в СФЕ. Это обеспечивает избыточность сообщения и его помехоустойчивость. Большое значение при организации А. имеют также выбор слов для компоновки текстов и выбор грамматических конструкций. Словарь текста должен быть максимально ограничен условиями деятельности: чем он меньше, тем выше помехоустойчивость А. Все слова должны быть понятны и знакомы, частота их встречаемости должна быть высокой. Грамматические конструкции и связи между словами должны быть четкими и простыми. Любое усложнение ведет к ухудшению понимания и разборчивости. Определенное значение имеют длина предложений в А. (не более 9—11 слов) и компоновка смысловых блоков (не более 7). В противном случае происходит перегрузка оперативной памяти.
0.00 байт
Роль репрезентативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста
В статье рассмотрены вопросы обучения восприятию и осмыслению иноязычных аудиотекстов с учетом психофизиологических особенностей учащихся.