Аткинсон Ричард

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аткинсон (Atkinson) Ричард

Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм (род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) - американский психолог, представитель когнитивной психологии.
Биография. В 1944 г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956 г. по 1957 г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957 г. по 1961 г. он - ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, с 1961 г. по 1964 г. - ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964 г. по 1980 г. - профессор психологии. С 1980 г. работал в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975 г. по 1976 г. он - зам. директора Национального научного фонда, с 1976 г. по 1980 г. - его директор. Член Национальной академии наук (1974). Участник 18 Международного психологического конгресса в Москве.
Исследования. В качестве методологических оснований ориентировался на "компьютерную метафору", проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени (Human memory: A proposed system and its control processes (совм. с Shiffrin R.M.) // (Eds.) Spence K.W., Spence J.T. The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory. V. 2, N.Y., 1968. Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д.Дойч, Р.Шепард).
Сочинения. Studies in Mathematical Psychology, Stanford, 1964;
An Introduction to Mathematical Learning Theory,N.Y., 1966 (совм. с Bower G.H., Crothers E.J.), в рус. пер.: Введение в математическую теорию обучения, М., 1969;
Computer Assisted Instruction, 1969;
Factors influencing speed and accuracy of word recognition (совм. с Juola J.F.) // (Ed.) Kornblum S. Attention and Performance. V. 4, N.Y., 1973;
Contemporary Developments in Mathematical Psychology, 1974;
Teaching children to read using a computer // American Psychologict. 1974, 29;
Reflections on psychologys past and concerns about its future // American Psychologict. 1977, V. 32, p. 205-210;
Человеческая память и процесс обучения. Пер. с англ., М., 1980;
Mind and Behavior; Introduction to Psychology, 11 ed., 1993.
Литература. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, М., 1982.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АТКИНСОН Ричард

Atkinson) Ричард Чэтэм (р. 1929) — американский психолог. Специалист в области когнитивной психологии, психологии образования, экспериментальной психологии, математической психологии. Автор трехкомпонеытной модели памяти. Чл. Национальной академии наук (1974). Зам. директора Национального научного фонда (1975—1976), с 1976 по 1980 г. — его директор. Имеет награду АПА За выдающийся научный вклад (1977). Образование получил в Чикагском ун-те (1944—1948, бакалавр). В 1955 г. защитил докт. дис. по философии в ун-те штата Индиана. Преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском ун-те (Калифорния, 1956—1957). В качестве ассоциативного профессора психологии преподавал в Калифорнийском ун-те Лос-Анджелеса (1957— 1961) и Станфордском ун-те (1961 — 1964), с 1964 по 1980— профессор психологии этого ун-та. С 1980 г. — профессор когнитивных наук Калифорнийского ун-та (Сан-Диего) и ректор этого ун-та. В 1950—1960-х гг. занимался изучением математических моделей обучения и восприятия, интересовался программами компьютерного обучения. В 1960-х гг. обратился к когнитивной психологии. В качестве методологических оснований ориентировался на компьютерную метафору , проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени (Human memory: A proposed system and its control processes (совм. с Shiffrin R.M.) //In K.W. Spence and J.T. Spence (eds.) The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory, vol. 2, N.Y., 1968). Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард). А. был участником 18-го Международного психологического конгресса в Москве (1966). Автор монографий и ряда учебных пособий: Studies in Mathematical Psychology, Stanford, 1964; An Introduction to Mathematical Learning Theory, N.Y., 1966 (совм. с Bower G.H., Crothers E.J.), в рус. пер.: Введение в математическую теорию обучения, М., 1969; Computer Assisted Instruction, 1969; Contemporary Developments in Mathematical Psychology, 1974; Mind and Behavior; Introduction to Psychology, 11 ed., 1993, в рус. пер.:Человеческая память и процесс обучения, М., 1980. ИМ. Кондаков АХ (Ach) Нарцисс Каспар (1871-1946) -немецкий психолог, один из главных представителей Вюрцбургской школы. Исследовал процессы воли и формирования понятий. Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции. Экспериментально показал, что испытуемый, прежде чем решать в соответствии с данной ему инструкцией задачу, располагает обычно неосознаваемой им установкой. Это обстоятельство сыграло важную роль в преодолении господствовавшей в те времена психологической трактовки мышления как ассоциативного процесса. Указанную установку А. назвал детерминирующей тенденцией. Отвергнув положение, согласно которому элементами сознания являются чувственные образы (восприятия или представления), он предложил заменить понятие об этих образах термином сознаваемость. А. усовершенствовал методику экспериментальной интроспекции, требуя от испытуемого придать ей систематический характер. Под этим имелось в виду, что, решая задачу, испытуемый должен расчленить свой внутренний опыт (данные самонаблюдения) на сменяющие друг друга во времени фрагменты и каждый из них тщательно проанализировать. В дальнейшем, изучая процесс мышления, А. изобрел методику образования искусственных понятий, которая была модифицирована в отечественной психологии Л. С. Выготским и Л.С.Сахаровым в методику двойной стимуляции. Автор трудов: Das Kompensation-oder Produktionsgesetz der Identifikation. Ein psychologisches Grundgesetz // Bericht iiber den 12. Kongress der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie in Hamburg, Jena, 1931. М.И. Кондаков, М.Г. Ярошевский АШ (Asch) Соломон (1907-1996) -американский психолог польского происхождения, специалист в области психологии личности, социальной и экспериментальной психологии. Оразование получил в Колумбийском ун-те (магистр, 1930; д-р философии, 1932). Профессиональную деятельность начал в Бруклинском колледже (1932—1941), продолжил в Новой школе социальных исследований (адъюнкт профессора, 1944—1947) и в Свартморском колледже (профессор, 1947—1966). В 1966 г. стал одним из основателей Института исследования познания в ун-те Ратджерса. В1972 перешел в Пенсильванский ун-т на должность профессора психологии, где работал до отставки в 1979 г. Получил награду АРА За выдающийся научный вклад (1967). Сфера интересов А. в психологии была достаточно обширна., тем не менее основные усилия он сосредоточил на проблемах социальной психологии. А. был уверен, что психология должна быть связана с социальными науками (такими как экономика, история и политика) в такой же мере, в какой она связана с естественными и биологическими науками. К этим выводам он пришел не сразу, начав свою научную деятельность с экспериментальных исследований восприятия, поскольку еще в студенческие годы заинтересовался гештальт-психологией. Наиболее известны эксперименты А. и Г. Уиткина (Н.А. Witkin) по восприятию вертикали, результаты которых были опубликованы в четырех статьях журнала Экспериментальная психология (Journal of Experimental Psychology, 38. 1948). Эксперименты говорили в пользу зрительного восприятия пространства, а отнюдь не в пользу проприоцепции. Кроме работы по анализу пространственной зависи мости, А. проводил смелые эксперименты по восприятию человека. Он предлагал испытуемым перечень индивидуальных черт (например, теплый, умный, квалифицированный, трудолюбивый, решительный, практический, осторожный) и затем фиксировал впечатление и суждения испытуемых о гипотетическом человеке, описанном предлагаемым образом. Различные группы получали идентичные перечни, в которых менялось только одно ключевое слово (наиболее известным переключателем служила пара холодный и теплый ). А., наблюдая воздействие центральной черты на формирование впечатления, установил, что некоторые черты были более значимы и их изменение сопровождалось изменением окончательного впечатления. А. также сделал вывод, что суждение о другом человеке — целостное событие и не может быть получено путем комбинации отдельных независимых друг от друга свойств. Наиболее значимыми исследованиями А., оказавшими большое влияние на становление социальной психологии, был ряд экспериментов по изучению конформности в группе. В его классическом эксперименте группа испытуемых была приглашена для того, чтобы вынести суждения восприятия. Им предлагалось установить соответствие одного из трех отрезков контрольному (совпадающая пара при этом наличествует). Когда испытуемые приступали к решению этой задачи, оказывалось, что такую же задачу уже решает другая группа. Разумеется, первая группа не проинформирована в том, что вторая группа лишь играет роль испытуемых. Все члены второй группы единодушно выбирают неравную пару отрезков, называя ее правильной. Испытуемые первой группы выносят суждение вслед за ними и потому подвержены влиянию мнения большинства. Многие испытуемые уступали давлению большинства, и А. мог убедительно продемонстрировать конформность в лабораторных условиях. Однако в США было и критическое отношение к экспериментам А. Многие считали, что если бы испытуемые первой группы были полностью проинформированы, то эксперимент бы не состоялся. Свои исследования и взгляды А. изложил в известном учебнике по социальной психологии (Social Psychology. 1952), который был без изменений переиздан в 1987 г. Его понимание гештальтпсихологии показало, что он был далек от наивного принятия доктрины объективного эксперимента и потому обвинения в его адрес были несостоятельными. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005