АТАКСИЯ МЕНТАЛЬНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АТАКСИЯ МЕНТАЛЬНАЯ
патологическая утрата соответствия между мыслями и внешним выражением эмоций человека. Термин А.м. обычно связывают со случаями, в которых обнаруживается длительное рассогласование между чувствами и мыслями у людей, чье поведение явно не соответствует их эмоциям. Острая форма А.м. нередко обнаруживается в стрессовой ситуации. Частым проявлением А.м. бывает улыбка на лице человека, которому в данный момент не весело. См. атаксия, стресс.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АТАКСИЯ МЕНТАЛЬНАЯ
Патологическое несоответствие между выражением эмоций и мыслей или идей. Вообще термин предназначен для случаев длительной дискоординации у людей, чье поведение часто не согласуется с их эмоциями, хотя острая форма может с большей долей вероятности быть вызвана сильным стрессом. Наиболее известный из описанных в литературе экспериментов пример того, что обычно расценивается как клинический синдром, это обиженный смех многих субъектов в экспериментах по "подчинению власти", в то время как они наносили, возможно, смертельные удары другим людям. См. здесь послушание. Также называется психической атаксией, внутрипсихической атаксией.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Атаксия ментальная
атаксия + лат. mentalis - умственный; Mens (рассудок) - богиня разума в римской мифологии) – в социальной психологии - дискоординация эмоций и поведения многих здоровых людей, отмеченная в экспериментах по “подчинению власти”. Испытуемые контрольной группы, как правило, это добровольцы, достаточно уважаемые и респектабельные люди, “обиженно смеялись”, когда им не подчинялись подчиненные им другие и находящиеся в соседнем помещении участники эксперимента, которые под страхом наказания (разумеется, условного, но об этом сами испытуемые не знали) должны были писать диктуемый им текст без грамматических ошибок. Испытуемые первой группы наказывали вторых, включая рубильник, «били» своих подчиненных ударами электрического тока, причем наносили смертельные (по принятым ими условиям опыта) разряды током только за то, что их предполагаемые жертвы делали даже незначительные грамматические ошибки. «Жертвы» издавали при этом настоящие вопли, как если бы они, действительно, подвергались разрядам тока. Собственно атаксией, по принятой в психопатологии терминологии, упомянутый феномен не является, в данном случае речь идет об излишней эмоциональной вовлеченности в эксперимент в силу готовности конформной личности при определенных обстоятельствах демонстрировать неконтролируемую и бессмысленную агрессию только потому, что того требуют условия эксперимента и желает авторитет в лице осуществляющего его психолога. Социальная действительность бесчисленное множество раз уже ставила и продолжает ставить людей в условия естественного эксперимента того же типа, и всякий раз люди за сравнительно небольшим их исключением без сожаления расстаются со своим человеческим обликом, превращаясь в столь жестоких убийц, какими никогда не бывают самые хищные животные (см. Бестиализм). Выдающийся русский художник В.В.Верещагин (1842-1904) был столь поражен этим обстоятельством в войне немцев с французами в 1870-71 гг., что под впечатлением глубокого разочарования подлинной природой внутреннего мира цивилизованного человека написал картину «Апофеоз войны», посвятив ее «прошлым, настоящим и будущим завоевателям».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012