АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич

Найдено 1 определение
АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич

Петр Евгеньевич (1846-1893) — российский философ, психолог и юрист. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1868). В 1872-1876 гг. был профессором философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881 — 1885 гг. заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного комитета. В 1890—1893 гг. был приват-доцентом историко-филологического фак-та Московского ун-та. Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей человеческого Я, философии истории, свободы воли, национального самосознания, нравственности идр. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии истинный идеал философии. Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом. Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании психического ритма и сформулировал закон психического ритма , согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и стремлений. Автор книг: Монизм или дуализм?, 1873; Психический мир женщины: его особенности, превосходства и недостатки, 1881; Понятие психического ритма как научное обоснование психологии полов, 1882; Страдания и наслаждения в жизни, 1885; Смысл истории и идеалы прогресса, 1885; Симптомы и причины современного настроения. (Наше техническое богатство и наша духовная нищета). Две публичные лекции , 1885; Чувство как нравственное начало, 1886; Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии, 1893; и др. работ. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005