АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ это что такое АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ: определение — Психология.НЭС
АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ АССОЦИАЦИИ В ТЕСТОВОМ ЗАДАНИИ

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого слова-стимулы и слова-реакции могут быть либо одного, либо разных классов, что предварительно жестко обговаривается во время инструктажа; б) свободный А. э. (наиболее часто использующийся), когда ограничивается количество слов-стимулов, но в выборе реакций на них испытуемый свободен; г) свободный А.э. с множественными ассоциациями, когда испытуемый не ограничен в количестве реакций, ни в их направленности, более того, экспериментатор стимулирует и поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций. Характерным примером А.э. является, напр., изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве стимулов использовались наименования основных цветов и их оттенков. Анализ ассоциативных полей цвето-обозначений "красный", "белый", "желтый" и "синий" у представителей 12 этнических групп (русских, украинцев, белорусов, словаков, поляков, англичан, американцев, немцев, французов, казахов, киргизов и узбеков) показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями национально специфичны. Резко отлична у различных этнических групп частота подведения исходного цветообозначения под общее понятие (типа "белый цвет"): у немцев, американцев, поляков, словаков, русских, украинцев и белорусов эта частота значительно выше, чем у представителей тюрко-язычных испытуемых, особенно у казахов и киргизов. Резко отличается также увязывание слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного признака. Так, стимул "желтый" у русских ассоциируется с одуванчиком; у украинцев - с подсолнухом; у французов - с золотом и яичным желтком; у американцев, казахов, киргизов - с маслом; а у узбеков - с просом. Этноспецифичны также реакции, в которых реализовано символическое переосмысливание исходного слова. Так, желтый цвет у русских, белорусов, поляков, немцев и французов символизирует измену, разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков - со злостью; у американцев - с трусостью; для русских, поляков, американцев и немцев этот же цвет также связан с предупреждением об опасности.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Опыт применения ассоциативного эксперимента для исследования структуры тендерной идентичности

Перегудина В.А.
Приводится описание модели работы по методикам, созданными на основе ассоциативного эксперимента, на основе исследования особенностей возрастного становления гендерной идентичности. Дается подробное описание полученных диагностических данных и способов их интерпретации в рамках исследовательской парадигмы.
Скачать PDF

Методологическое значение ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А. Р. Лурии основ реактол

Осипов Ярослав Владимирович
В статье рассматривается ассоциативный эксперимент К. Юнга в разработке А.Р. Лурии: раскрываются основы его реактологической теории аффективного поведения, сопряженного ассоциативно-моторного метода. Показывается методологическое значение разработки А.Р. Лурии, использования специальных знаний по психофизиологии, в частности метода сопряженных моторных реакций, в тактике расследования преступлений.
Скачать PDF

Ассоциативный эксперимент в диагностике состояния зависимости: концептуальный аспект

Никишина В. Б., Запесоцкая И. В.
В данной работе ассоциативный эксперимент рассматривается в качестве диагностического и психотерапевтического ресурса в системе психологической помощи людям с состоянием зависимости. Осуществлен теоретико-методологический анализ проблемы использования ассоциативного эксперимента в исследовательской практике. Проведено исследование, направленное на оценку психодиагностических возможностей и психотерапевтического потенциала ассоциативного эксперимента.
Скачать PDF

Нейропсихологический анализ выполнения ассоциативного эксперимента учащимися первых классов с разным

Ходаковская Гелена Федоровна
В статье рассматриваются особенности состояния вербальных высших психических функций у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения. В работе мы опирались на нейропсихологический подход к анализу природы развития вербальных функций детей младшего школьного возраста (А. Р. Лурия, 2002; Л. С. Цветкова, 2005; Т. В. Ахутина, 2008). Выявлены различия в развитии вербальных функций у детей младшего школьного возраста в зависимости от успешности обучения.
Скачать PDF

Ассоциативный эксперимент по методике А. Назарова и Р. Соколова «Серия тематических ассоциаций» с вы

Лазуткина Е.В.
В данной статье исследуется ассоциативный эксперимент как одно из перспективных направлений исследований социальных феноменов. Исследование направлено на получение эмпирического материала при помощи ассоциативного эксперимента по методике А.И. Назарова и Р.В. Соколова, что делает возможным выявить особенности понимания категории современной российской культурной элиты у молодежи, изучить вербальное выражение современного представления этого феномена. В результате исследования получены ответы 103 студентов, которые сведены к 14 категориям ассоциатов. Разработан коллективный семантический спектр ответов, а также представлена таблица 14 основных ассоциатов, проанализированы особенности ответов в связи с основными направлениями подготовки студентов. Полученные выводы могут помочь в коррекции образовательного и воспитательного процесса студентов, при подготовке учебных пособий, чтения курсов лекций, а также для адекватного восприятия молодежной и студенческой среды Красноярского края.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме

Бельтюков М.В.
Скачать PDF

Экспериментальные подходы к нейроэндокринотерапии постстрессорных депрессий

Шаляпина В.Г., Ракицкая В.В., Семенова О.Г.
Постстрессорные депрессии становятся одним из основных психических заболеваний современного периода. Они функционально ориентированы и генетически связаны с дезрегуляцией гипофиз-адреналовой системы и особенно ее центрального кортиколиберинергического звена. Кортиколиберин, являясь нейрогормоном тревоги, в условиях длительного или сильного стресса в результате гиперсекреции становится первопричиной развития депрессии. В этом случае основным подходом в лечении психопатологии становится блокада рецепторов кортиколиберина, которая приносит хороший эффект, но лишь в небольшом числе случаев. Как показано в наших работах, такой метод лечения приемлем лишь для особей с активной стратегией приспособительного поведения, которые относятся к кортиколиберин-реактивному фенотипу и которые в аверсивных ситуациях формируют тревожно-депрессивные расстройства. Особи с пассивной стратегией приспособительного поведения, которые принадлежат к кортиколиберин-резистентному фенотипу, на введение астрессина и блокаду рецепторов реагируют мало, однако они высоко чувствительны к кортикостероидам. Длительное введение кортикостерона (питье с водой) предотвращает у них развитие астенической депрессии и может быть способом выбора в лечении постстрессорной психопатологии. Особую группу составляют животные с активной поведенческой стратегией, но с высокой тревожностью, которые отличаются высокой чувствительностью к нейростероидам, особенно дегидроэпиандростерону. Его однократное введение этим животным тормозит развитие ситуационной тревожности, индуцируемой не только введением кортиколиберина, но и стрессорными условиями поведенческого теста. Сделано заключение о том, что психонейроэндокринология постстрессорных депрессий должна быть избирательной и основываться на индивидуально-типологических особенностях приспособительного поведения, тесно связанного с гормональной активностью разных звеньев гипофиз-адреналовой системы.
Скачать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Компаративный анализ материала «двойного» эксперимента: количественный аспект

Горбова Елена Викторовна
В статье в сопоставительном плане анализируются количественные результаты (психо)лингвистического эксперимента по заполнению лакун видовременными формами (ВВГФ) испанского и русского глагола. Поскольку материал эксперимента представляет собой параллельный корпус фрагментов художественных текстов, рассматривается обусловленность выбора информантами ВВГФ идентичным контекстом. Также сопоставляется стратегия выбора русской ВВГФ информантом в условиях работы исключительно с русским текстом, с одной стороны, и в условиях обращения к испанскому оригиналу, т. е. при решении переводческой задачи с другой. Проведенный компаративно-количественный анализ полученного материала выявил в решениях информантов-носителей испанского и русского языков наличие идентичной односторонней корреляции между низкой степенью «угадывания» информантами авторской ВВГФ и «неминимальным» количеством комбинаций, предложенных для заполнения лакуны ВВГФ.
Скачать PDF