АСИНХРОНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
АСИНХРОНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(от греч. a - отрицающая частица + synchronos - одновременный) - понятие, введенное Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем. Развитие различных функций может быть изначально диспропорциональным. Психическое развитие может отставать, тогда как развитие двигательных навыков в целом соответствует средним возрастным нормам и наоборот. Такие задержки принято называть парциальными в отличие от так называемых тотальных. При преимущественной задержке моторного развития в различные возрастные периоды отстает темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становления выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности, развития функции кисти. Задержка развития психических функций может проявляться в отставании формирования дифференцированных эмоциональных реакций, подражательных жестов, манипулятивно-игровой деятельности, дифференцированных зрительных и слуховых реакций, понимания обращенной речи, голосовых реакций, доречевого (гуление, модулированный лепет, слоговая речь) и речевого периодов (отдельные слова, фразовая речь). Иногда наблюдается отставание только до- речевого и речевого развития. А. психического развития проявляется в разрыве между органически-инфантильной структурой личности, с одной стороны, и стремлением к имитации внешних форм поведения, соответствующих паспортному возрасту. Эта А. усугубляется и другим социальным фактором - требованиями со стороны взрослых, также ориентированными на паспортный, а не на реальный уровень психического развития ребенка. В повседневной жизни стимуляция различных функций в процессе ухода за ребенком может быть направленной (напр., стимулируя двигательное развитие, разговаривают с ребенком). Становление функций при доброкачественной неспецифической задержке их развития часто отличается диспропорциональностью - более тренированная функция закрепляется быстрее. Более характерно неравномерное развитие отдельных функций одной функциональной системы. Обычно при парциальной задержке развития созревание опаздывает на 1-2 мес. Это характерно для соматически ослабленных детей, рожденных в срок, но незрелых или с малой массой тела; наблюдается при недостаточности педагогического воздействия, отставании в развитии недоношенного ребенка и т.д. А. развития может проявляется в сочетании «односторонней» зрелости с недостаточностью интеллектуальных интересов. В формировании аффективной возбудимости значительная роль принадлежит и специфике неблагоприятного средового фактора: авторитарности воспитания, проявлениям принуждения, жестокости. А. развития проявляется в диссоциации между ранним пробуждением влечений либо между их патологическим усилением и выраженной незрелостью эмоциональноволевой, личностной сферы. Этот наиболее тяжелый тип нарушений поведения коррелирует и с самыми неблагоприятными средовыми условиями (грубыми, асоциальными проявлениями у членов семьи). При описании А. затрагиваются такие понятия как акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервнопсихического реагирования. При акселерации у детей появляются отчетливые признаки психической неустойчивости и дисгармонии: склонность к фантазированию, мудрствованию, сочетание повышенной сензитивности в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости - с развязностью и самоуверенностью. Часты реакции протеста вследствие невыносимости опеки, гипертрофированного стремления к самостоятельности. Возникают рудименты дисморфофобических образований. Наблюдаются проявления эмоциональной неустойчивости: лабильность аффекта, нередко выраженные немотивированные колебания настроения.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.