Архетипы (archetypes)
примитивные или исходные планы, на основе которых возникли остальные планы.
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
Архетипы
Archetypes). Первообразы, априорные структурные элементы психики, действуют как структурообразующие элементы в бессознательном.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
АРХЕТИП
archetype) - (в психологии Юнга) наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный опыт данного человека.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Архетип
Структура архетипа всегда была центральным ключевым моментом в разработках Юнга, но формулировка этого понятия появилась лишь по истечении многих лет. - Прим. ред. немецкого издания Собрания сочинений Юнга. /23/] См. образ, изначальный; а также идея.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
Архетип
Archetype). Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец).
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
архетип
(от греч. arche – начало и typos – образец) – центральная категория аналитической психологии, обозначающая способ связи определенных образов, алгоритм познания, модель поведения переходящие из поколения в поколение. А., по мнению К.Г. Юнга, хранится в коллективном бессознательном.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Архетип
(от греч. arche - начало и typos - образ) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т.ч. художественной.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
АРХЕТИП
1. Вообще – первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип. 2. В юнговской характеристике души, наследственные, бессознательные идеи и образы, которые являются компонентами коллективного бессознательного. Хотя он предполагал существование множества архетипов, считалось, что некоторые из них достаточно развиты, чтобы рассматривать их как отдельные системы; см., например, анима, анимус, персона, самость, тень.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
АРХЕТИП
типос - отпечаток), "образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы"; (Юнг К.Г.), "коллективное бессознательное"; "наиболее глубоко лежащий слой, в который можно проникнуть в исследовании бессознательного, - не что иное, как первобытное мышление. Архетипы - наследство, доставшееся нам от предшествующих поколений. Наследство, от которого мы не можем отказаться при всем своем желании".
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
АРХЕТИП
от греч. archetipos – первообраз, досл. «древнейший образец») – способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. А. – центральное понятие аналитической психологии. Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они исследуются подобно тому, как исследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни. В этой обстановке происходит спонтанная активизация соответствующего А. В конфликтных ситуациях А. могут оказывать заметное влияние на выбор человеком способа действий. Однако влияние А. на конфликтное поведение людей пока не изучено.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
АРХЕТИП
фундаментальное понятие в аналитической психологии; А. — есть модус импликации образов, символов, кодотектонов, знаков, переходящий из поколения в поколение (по Юнгу); по Юнгу, также, А. — это системно-структурные элементы человеческой психики, которые скрыты-латентны в коллективном бессознательном; они могут наследоваться адекватно тому, как наследуется конституция соматики, целостного тела индивида; А. динамизируют общую структура активности индивида, побуждают его к творческой активности, пробуждают в его Эго энтузиазм, а поэтому, согласно Юнгу, интеллигибельная жизнь индивида носит на себе архетипические голограммы, или же, говоря языком Юнга, архетипические отпечатки; Юнг, гиперболизируя приматы А. усматривал в них структурообразующие начала, которые присущи психике каждого индивида и заполненные конкретной формой и содержанием; А.—двойственны, они систематизируют-конструируют понимание мира, бытия, людей в социуме, по Юнгу—они проявляются в сказках, снах, мифах, легендах, а также при многих психоаберрациях самой психики человека, они способствуют ассоциациям различных эпох эволюции, эмпатии-взаимопониманию в среде индивидов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Архетип
элемент коллективного бессознательного. Понятие А. было предложено К. Г. Юнгом (1916 г.) (см. Аналитическая психология). А. представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. А., сохраняясь в форме коллективного бессознательного, возникают как результат многовекового опыта (культуры) предшествующих поколений, а также опыта животных предков человека. При этом речь идет не о конкретном представлении, образе или эмоции, а о некоторых врожденных представлениях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию определенным образом.
Основные виды А., по мнению К. Г. Юнга, таковы: Анима (источник ласки и влечения; выражение женского содержания бессознательного), Анимус (источник непререкаемых суждений; мужское содержание бессознательного), Отец, Большая мать (вечная бессознательная стихия), Трикстер, Дитя (выражение начала пробуждения индивидуального сознания из коллективного бессознательного), Puer (мальчик, сын) и Puella (девочка, дочь), Мудрый старик и Мудрая старуха (выражение высшего духовного синтеза сознательного и бессознательного). При этом различные А. объединялись в несколько групп: А. души (Анима, Анимус), А. духа (Мудрый старик, Большая мать), А. самости.
Литература
Мелетинский Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. № 10.
Юнг К. Г. Аналитическая психология // История зарубежной психологии (30—60-е гг. XX в.). Тексты. М., 1986.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Архетип
(греч. arche — начало, tipos — образ) — исходный начальный первообраз. В психологии А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллектив ном бессознательном, общим для всего человечества, и переходят из поколения в поколение. Существенные особенности — надиндивидуальность, синтез противоположностей и неконкретность. А. — это не определенные образы, а врожденные возможности представлений, «психический остаток» переживаний одного и того же типа. Они персонифицируются и конкретизируются в образах воображения, в мифах, легендах, сказках, искусстве, религии. В индивидуальной психике архетипическое содержание приобретает различные динамические формы и активно влияет на проявления личности в установлении отношений с миром, в процессе смыслообразования при восприятии явлений действительности, в искусстве, в творческой деятельности. Этот психический феномен исследовался К. Юнгом и его последователями Наиболее часто К. Юнг рассматривает три А.: «Тень», «Анима» («Анимус») и «Смысл». В А. «Тень» кристаллизуются агрессивные и разрушительные тенденции. Этот А. п в психическом мире противоположен А. смысла. А. «Анима» — это праобраз женщины в бессознательной психике мужчины. Соответственно «Анимус» — праобраз мужчины в бессознательном мире женщины. Сексуальная функция этого А. является частной. В более общем плане этот А. трактуется К. Юнгом как А. жизни, основа жизненной спонтанности, природного начала в человеке. Из А. «Смысла» непосредственно вытекает духовная, религиозная функция души. Для характеристики этого А. К. Юнг «выбрал» термин «самость», который определял как «цель жизни», целостность существования, сумму сознательного и бессознательного.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
АРХЕТИП
Врожденный, унаследованный паттерн психологических проявлений, связанный с инстинктами и воплощающийся при достаточной активации в поведении или эмоциях. Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства - сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты- узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым но функционирование личности. Термин архетип был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
В литературе принято различать собственно архетип и орхетипические образы, мотивы, темы и паттерны. Архетип представляет собой психосоматическое образование, связывающее инстинкт и образ. Юнг не считал психологию и образность коррелятами или отражением биологических влечений; его убеждение в том, что образ пробуждает цель инстинкта, предполагает, что образы играют столь же важную роль, что и инстинкты. В определенной степени все образы несут в себе архетипическое. Ошибочно было бы проводить слишком жесткое разделение между личным и коллективным бессознательным: для того чтобы архетип как 'скелетная' идея мог обрасти плотью, необходим обычный опыт переживаний. Указания на наличие врожденных психических структур имеются и в современном психоанализе, в частности, в школе Мелани Клейн: у Исаакса (бессознательные фантазии). Биона (пред-понятие) и Мани-Кирл. Юнга можно также считать пионером европейской школы структурализма.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Архетип
греч. arche - начало, typos - образ) - 1. прототип, прообраз; 2. у К.Юнга - наследственные идеи и образы бессознательного, являющиеся компонентами коллективного бессознательного и основой, организующей структуру всех сознательных психических процессов. К.Юнг, работая в психиатрической больнице Бургхельци, заметил, что некоторые из его малообразованных пациентов-психотиков имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов и пришел к выводу, что эти использование больными этих символов является результатом прорыва бессознательного материала, невыводимого из личного жизненного опыта, так как для него было стало очевидным, что такие пациенты пользуются врожденным знанием и они не могли получить сведения о них в ходе своего скудного обучения. Наибольшее внимание К.Юнг уделяет таким архетипам: тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость. Эти архетипы являются в сознании в персонифицированной форме, они могут быть персонажами сновидений, служить источником таких культурных символов, как боги и богини, входить в межличностый опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражать себя в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ «анимы» может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т.п. Другие архетипы, которые К.Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в сознании индивида в персонифицированной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях сновидений, определяют соответствующие мотивы фольклора. К.Юнг не исключает, что общее число архетипов приближается к бесконечности, так что составить их полный список практически невозможно. К.Юнг с его учением о коллективном бессознательном является одним из самых ярких последователей нативизма (см.).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АРХЕТИП
специальное понятие семиотики (науки о знаках) и ряда других дисциплин; стереотип, штамп в человеческом мышлении, освященный культурно-исторической традицией, устойчивое, часто образное, символическое, представление о чем-л.
Понятие А. ввел в оборот философ Юнг. В юнгианской философии А. понимаются как присущие коллективному сознанию каждого народа, этноса своеобразные представления о явлениях жизни, напр., А. воды, А. старика и т. д. Это своего рода "подпорки" сознания, находящиеся у индивидуумов в сфере бессознательного, в наследственном генетическом материале, доставшемся от предков. А. влияют на сны людей, участвуют в формировании фундаментальных представлений о мире.
К А. можно отнести устойчивые представления людей о "домашнем очаге", "мужчине - добытчике и воине", "женщине - матери". Еще к А. относят мифологические и легендарно-сказочные сюжеты и образы, характерные для каждой из национальных культур, с учетом влияния наследия Древней Греции и Рима: мифы о Елене Прекрасной, Прометее, Геракле, русские Иванушка-дурачок, Емеля или Илья Муромец, лежащие на печке и др. Таких А. культурного сознания великое множество. Это Дон Кихот у испанцев, Мальчик-с-пальчик или Кот-в-сапогах у французов, легенды о короле Артуре у англичан. Художественная литература часто возрождает и переосмысливает А. в новых исторических условиях, новых образах.
С другой стороны, существует индустрия кино, масс-медиа и шоу-бизнеса, которая предлагает суррогаты, различные замены старым А. национального сознания, всяческих Терминаторов и Бэтменов, кукол Барби и иные символы глобальной американизированной современной цивилизации, "нового мирового порядка", который не испытывает нужды в старых сказках, легендах и мифах.
В лингвистике под А. понимают праформы, прототипы позднейших слов (напр., индоевропейская форма mater является А. для общеславянского mati и общегерманского motar).
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
АРХЕТИП
термин психологии аналитической, ее центральное понятие. Означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Иначе - всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы. Согласно К. Г. Юнгу - первообразы, структурные элементы психики, - своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и других людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего - в мифологии. Особо отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоих расстройствах психики. Их набор ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разных народов. Согласно К. Г. Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образцам, взаимодействующим с содержанием сознания и бессознательного индивидуального.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Архетипы
Словообразование. Происходит от греч. arche - начало + typos - образ.
Автор. К.Г.Юнг (1916 г.).
Категория. Элементы коллективного бессознательного.
Специфика. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, "архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием".
Виды. Анима, анимус, отец, мать, трикстер, puer и puella. При этом они объединяются в несколько групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst).
Литература. Jung C.G. Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich: Rascher, 1954;
Jung C.G. Die Dynamik des Unbewussten. Ges. Werke. Bd. 8. Zurich: Rascher, 1967
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
АРХЕТИП
от греч. arche - начало + typos -образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии К. Юнга архетипы - структурные компоненты коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п. Среди них есть важнейшие. Это в первую очередь "Тень" - дочеловеческая часть психики, уходящая своими корнями в толщу мироздания, человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. "Тень" - самое примитивное, темное в человеке. В мифах "Тени" актуализируются в виде антигероев (напр. Мефистофель в "Фаусте" Гете). Вторым значимым архетипом К. Юнг называет. "Персону" - своеобразную маску, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ, сформулировать свою суть. "Персона" - автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие- истинного лика человека. "Персона" - это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого. Центральным архетипом личности, по Юнгу, выступает "Самость" - центр целостности человека, его средоточие. "Самость" - бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. "Самость" - это и есть тот источник света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания. Кроме того, считал Юнг, существуют еще "Анимус" и "Анима", т. е. бессознательные начала противоположного пола: "Анима" - женственность в мужском, "Анимус" - мужественность в женском. "Анима" - символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности мира. И, наконец, существует архетип "Мудреца" (старика или старухи). Это, по мнению К. Юнга, проявление духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника. В целом существование и функционирование осмысленных Юнгом архетипов совпадает с содержанием разработанной впоследствии учеными концепции социальной преемственности поколений, в которой есть место передаче национально-психологических особенностей и черт национального характера людей от поколения к поколению, осуществляемой с помощью архетипов.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
АРХЕТИП
"Понятие архетипа... выведено из многократно повторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду. Эти же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумных идеях современных людей. Эти типичные образы и взаимосвязи характеризуются как архетипные представления. Чем они отчетливее, тем в большей мере им присуще сопровождаться особенно живыми эмоциональными тонами... Они оставляют впечатления, оказывают влияние и завораживают. Они проистекают из неосознаваемого самого по себе архетипа, бессознательной предформы, которая, по-видимому, относится к унаследованной структуре психики и вследствие этого может манифестироваться повсюду как спонтанное явление." ( Из работы "Совесть с психологической точки зрения" ). "Я снова и снова сталкиваюсь с одним и тем же недоразумением, когда архетипы определяют содержательно, то есть как род бессознательных "представлений". Поэтому необходимо еще раз отметить, что архетипы опрделяются не содержательно, а только формально, и последнее делается лишь весьма условно. Содержательно можно определить только Первообраз и то лишь тогда, когда он осознан и в силу этого наполнен материалом сознательного опыта. Его же форму, напротив... можно сравнить с осевой структурой кристалла, которая определенным образом предопределяет формирование кристалла в исходном растворе, не существуя сама при этом материально. Ее материальное существование проявляется лишь в способе и форме кристаллизации ионов, а затем и молекул. Сам по себе архетип представляет собой пустой формальный элемент, ничто иное как praeformatio (( лат. ) - предформирование, - примеч.пер.), данную априори возможность той или иной формы представления. Наследуются не представления, но формы, которые в этом отношении точно соответствуют инстинктам, которые тоже можно определять только формально. Точно так же нельзя обнаружить наличие архетипа самого по себе, как нельзя обнаружить и наличие инстинктов, пока они не проявят себя в чем-то конкретном." ( Из работы "Психологические аспекты архетипа Матери" ). "Мне кажется вполне вероятным, что сущность собственно архетипа неосознаваема, то есть трансцендента, в силу чего я характеризую его как психоидное ( см. ниже )." ( Из работы "Теоретические размышления о сущности психического" ). "Ни на мгновевение нельзя предаваться иллюзии, что архетип можно объяснить раз и навсегда и на этом разделаться с ним. Даже самая лучшая попытка объяснения представляет собой лишь более или менее удачный перевод на другой образный язык." ( Из работы "К психологии детского архетипа" ).
Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002
АРХЕТИП
АРХЕТЫП / ARCHETYPE– ключевое понятие аналитической психологии (см. Аналитическая психология). Используется для обозначения форм бессознательных структур психики, наследуемых и универсальных для всего человечества. Понятие введено в психологию К. Г. Юнгом, согласно которому А.– первичные структурные элементы коллективного бессознательного, существующие посредством своих проявлений (см. также Бессознательное). К. Г. Юнг связывал А. с инстинктом как врожденной характеристикой. В. В. Зеленский указывает, что А. имеет такое же отношение к психическому, как инстинкт– к телесному, и его можно рассматривать как регулятор психической жизни. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих». Это в свою очередь обусловливает мощную потенциальную психическую энергию А. и обладание «…неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного». Проявление А. происходит на разных уровнях: культурологическом, макро- и микросоциальном, индивидуальном– через большое разнообразие архетипических образов. Архетипическая символика характерна для мифологии, фольклорных источников и других феноменов культуры. Архетипические образы могут быть реализованы человеком, они узнаваемы в поведении, особенно в связи с важными жизненными ситуациями– рождением, браком, материнством, смертью, утратой и др.А. универсальны, типичны и повторяемы, в целом им свойственны непредставимость (проявление лишь в качестве образов и идей), динамизм, узнаваемость, аффективная сила и др. А. могут возникать в образах сновидений, творческих продуктах, в результате переживания духовного, религиозного и другого опыта. Персонифицированные архетипы, такие как анима и анимус, тень, великая мать, младенец, самость, могут проявляться в виде тех или иных черт и качественных характеристик (например, мудрость, непредсказуемость, беззащитность, любопытство), как сценарии поведения и пр. Другие А., называемые К. Юнгом А. трансформации, например А. жизни и смерти, могут проявляться как ситуации, обстоя тельства, события, идеи и пр. Архетипические образы могут быть окрашены дополнительными оттенками в зависимости от культурно-исторического контекста и опыта, оставаясь при этом узнаваемыми и универсальными в своей сути, т. е. восходящими к своему А. А. являются фундаментом духовной жизни, задают общую структуру личности, определяют особенности ее поведения, мышления, чувствования, присутствуют в психике каждого человека, наполняясь конкретным содержанием. Они амбивалентны, другими словами, нейтральны в отношении добра и зла, способствуют внутреннему единству человеческой культуры, предопределяют взаимосвязь различных эпох и взаимопонимание людей. Е. А. Бакланова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
АРХЕТИП
термин, введенный К. Юнгом для обозначения наиболее глубокой основы личности, представляющей собой совокупность базовых идей, унаследованных человеком от предков и определяющих его психологию и поведение в настоящее время. А. в понимании Юнга-это, скорее, мифиологическое, а не научное понятие. Единого определения А. в теории личности Юнга нет, но некоторые его определения, изложенные в описательной форме, даются. 1. А.-это основные составляющие коллективного бессознательного, в которое кроме А. также входят такие образования личности, как «доминанты», «изначальные образы», «имаго», «мифилогические образы», «поведенческие паттерны». Следовательно, А. по Юнгу, представляют собой лишь часть личности человека. 2. А.-это некоторая общая, эмоционально окрашенная и неосознаваемая идея, от которой зависит многое в реальной психологии и поведении человека. А. бессознательно порождают у человека определенные образы и представления, идентифицируемые с реальными объектами, существующими в его жизни. А. определяют восприятие и отношение человека к этим объектам. 3. А. представляют собой так называемые «общие остатки» («осадки») того, что неоднократно повторялось и прочно закрепилось в подсознании на протяжении многих поколений людей.
При определенных условиях А. может стать ядром комплекса. «Персона», «анима», «анимус», «тень» и «самость»-типичные А. в теории Юнга. Они встречаются чаще других А. у разных людей. Действие А. проявляется в том, что он бессознательно предрасполагает человека определенным образом воспринимать, переживать, размышлять о значимом для него объекте, например о матери, ребенке, боге, мудреце, герое и т. д. Источником познания А. могут служить религиозные верования, мифы, ритуалы, сновидения. А. часто проявляются в сновидениях человека, а в культуре людей встречаются в виде символов. В свою очередь, символы, взятые из разных культур, обнаруживают между собой значительное сходство именно потому, что в их основе лежат одинаковые А. Понятие А., хотя и привлекло к себе внимание многих философов, психологов, а также представителей различных видов искусства, однако как научное понятие, не получило широкого признания. Это связано с тем, что Юнг не привел убедительных доказательств того, что А. действительно существуют, оказывают на психологию и поведение современного человека именно то влияние, которое автор им приписывал. До сих пор не было создано ни одного удовлетворительного теста для выявления и изучения А. человека, и это само по себе говорит о том, что понятие А. не является операционализированным и верифицированным, т. е. научным в современном понимании. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, анима, анимус, бессознательное, верификация, коллективное бессознательное, комплекс, операционализация, персона, самость, тень.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Архетипы
archetypes) Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, А. как таковой - это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов. Юнг утверждает, что употребляемый им термин А. является более эмпирическим и менее метафизическим по сравнению с аналогичным термином, использовавшимся идеалистическими философами. Он пришел к этому понятию через исследование больных психозами и расширил свое понимание сущности А. в результате более полного знакомства с системами символов. Юнг начал разработку понятия А. в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхельцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий. К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость. Упомянутые А., как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый А. может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие А., которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные А., но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно. См. также Аналитическая психология Р. В. Коан
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
АРХЕТИП
(Archetype; Archetyp). Наследуемая часть психики; структурирующие образцы психической деятельности, связанные с инстинктом; гипотетическая сущность, непредставимая сама по себе и свидетельствующая о себе лишь посредством своих проявлений. Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 г. Юнг писал об изначальных образах, которые он выявил в бессознательной жизни своих пациентов, а также и в своей собственной путем самоанализа. Эти образы совпадали с повсеместно и на протяжении всей истории повторяющимися мотивами. Основные черты таких образов — нуминозность, бессознательность и автономность (см. НУМИНОЗ). В понимании Юнга, возникновению таких образов способствует коллективное бессознательное. В 1917 г. он писал о безличностных доминантах или узловых точках в психике, которые притягивают энергию и влияют на личные действия. В 1919 г. был впервые использован термин «архетип»; Юнг ввел его во избежание любых предположений, будто основным является само содержание психического явления, а не его бессознательная и непредставимая схема или образец. Необходимо четко различать архетип, как таковой, от архетипического образа, который может быть реализуемым (или реализованным) человеком. А. — это психосоматическое понятие, связывающее тело и психику, инстинкт и образ. Введение его в систему понятий аналитической психологии было важным для Юнга, поскольку он не считал психологию и продукты воображения простыми соответствиями или отражениями биологических побуждений. Его утверждение, что образы пробуждают инстинктивные намерения, подразумевает, что образы заслуживают равного положения с последними. Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, в особенности в таких, что связаны с основными и универсальными жизненными ситуациями — рождением, браком, материнством, смертью или разводом. Они также присущи самой структуре человеческой психики и поддаются наблюдению применительно к внутренней или собственной психической жизни, обнаруживая себя в таких проявлениях, как анима, тень, персона и т.д. Теоретически возможно любое число архетипов. Архетипические образцы ожидают своей реализации в личности, они бесконечно вариативны и зависят от индивидуального выражения, они завораживают, усиливаемые традиционными или культурными ожиданиями, и, таким образом, несут сильный, потенциально неодолимый заряд энергии, которому трудно сопротивляться (способность сопротивления зависит от уровня развития и состояния сознания). Архетипы вызывают аффект, заслоняют от человека реальность и овладевают его волей. Жить архетипически означает жить без ограничений (инфляция). Однако придать чему-либо архетипическое выражение возможно при сознательном взаимодействии с коллективным, историческим образом таким путем, чтобы дать возможность действовать подлинным полярным силам: прошлому и настоящему, личному и коллективному, типическому и уникальному (см. противоположности). Вся психическая образная система имеет определенную архетипическую примесь. Именно поэтому сны и многие другие психические явления обладают свойством нуминозности. Архетипическое поведение особенно очевидно в кризисные моменты, когда эго наиболее уязвимо. Архетипические качества обнаруживаются в символах, и это частично объясняет их очарование, полезность и повторяемость. Боги — это метафоры архетипического поведения, а мифы — архетипические узаконивания. В человеческих проявлениях А. не могут быть полностью ни интегрированы, ни изжиты. Анализ требует растущего осознания архетипических начал в жизни человека. Юнговское понятие А. сформулировано в традиции платонизма, согласно которому идеи присутствуют в разуме богов и служат моделями всех сущностей человеческого космоса. Понятию А. предшествовали также априорные категории восприятия Канта и прототипы Шопенгауэра. В 1934 г. Юнг писал: «Первоначала, archetypoi, бессознательно неописуемы из-за изобилия их проявлений, хотя сами по себе они узнаваемы. Аналитический ум, естественно, пытается установить их смысловое единство и потому упускает этот существенный пункт; ибо свойством, согласным с их природой, мы в первую очередь можем признать именно их смысловое многообразие, их почти безграничное богатство проявлений, что и делает любую одностороннюю формулировку невозможной» (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 80). Элленбергер (1970) определял А. как одно из трех основных концептуальных различий между Юнгом и Фрейдом в определении содержания и поведения бессознательного. Следуя Юнгу, Нойманн (1954) считал, что сами архетипы, повторяясь в каждом поколении, обогащаются за счет исторического опыта, основанного на расширении человеческого сознания. Основатель школы архетипической психологии Хиллман считал идею архетипов самым фундаментальным достижением Юнгаи определял эти глубочайшие предпосылки психического функционирования как контуры нашего восприятия мира и отношений с ним (1975). Уильямс высказывал противоположное мнение, считая, что, поскольку архетипическая структура остается скелетообразной, не облеченной плотью личного опыта, различие между личными и коллективными измерениями опыта или категориями бессознательного, возможно, представляет в какой-то степени лишь академический интерес (1963а). Представления о врожденной психологической структуре существуют в современном психоанализе, особенно в Клейнианской школе: Айзекс (бессознательная фантазия), Бион (предпонятие) и МаниКерл (1978). Теорию архетипов Юнга можно также сравнивать с представлениями структуралистов (Samuels, 1985а). С увеличением частоты использования этого термина мы все чаще встречаем упоминания о таких явлениях, как «неизбежный сдвиг в отцовском архетипе» или «изменение архетипа женственности». Само слово было включено в «Словарь современной мысли», изданный в 1977 г. (на русском языке этой книги нет). Биолог Шелдрейк находит логическую связь между формулировками Юнга и своей теорией «морфогенетических полей» (1981).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
АРХЕТИП
от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первоначальный образ, идея. Понятие архетипа широко используется в аналитической психологии К.Г. Юнга (1875–1961) для характеристики всеобщих образов коллективного бессознательного.
Выражение «архетип» встречалось в древности у Филона Иудея по отношению к образу бога в человеке. В философии Платона под архетипом понимался умопостигаемый образец, беспредпосылочное начало (эйдос). В средневековой религиозной философии (схоластике) – природный образ, запечатленный в уме. У средневекового теолога Августина Блаженного – исконный образ, лежащий в основе человеческого познания.
В аналитической психологии К.Г. Юнга архетипы – это бессознательные образы самих инстинктов или образцы инстинктивного поведения. Архетипы – системы установок, являющиеся одновременно и образцами и эмоциями. Это как бы корни, пущенные в мир в целом. По выражению К.Г. Юнга, архетипы являются «психическими аспектами структуры мозга». Они формируют инстинктивные предубеждения и в то же время представляют собой действенные средства инстинктивного приспособления к миру. Наряду с инстинктами архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного и составляющими основу общечеловеческой символики.
Разъясняя свои представления об архетипах, К.Г. Юнг высказывал различные соображения на этот счет. Во всяком случае архетипы, по его мнению, представляют собой: врожденные условия интуиции, то есть те составные части всякого опыта, которые априорно (до опыта) его определяют; пустые, формальные элементы, выступающие в качестве априорно данной возможности определенной формы представлений; элементы психической структуры, являющиеся жизненно важным и необходимым компонентом жизнедеятельности; автономные прообразы, бессознательно существующие в универсальной предрасположенности человеческой психики; нерушимые элементы бессознательного, которые постоянно изменяют свою форму; готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления; многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций; не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и эмпирически выступающие силы или тенденции к повторению тех же самых опытов; динамические образы объективной психики; сосуды, которые никогда нельзя ни опустошить, ни наполнить; непоколебимые элементы бессознательного, постоянно изменяющие свой облик; первобытные формы постижения внешнего мира; внутренние образы объективного жизненного процесса; психические органы, присущие всем людям; вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем и сюжетов; коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, изначально присущее человеческому роду.
По мнению К.Г. Юнга, архетип определяется не содержанием, а формой. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью приобретать конкретную форму. Причем форму архетипа можно уподобить осевой системе кристалла, чья праформа определяется до материального существования, не обладает никаким вещественным бытием, но способствует образованию некоего кристалла в растворе щелочи. Подлинная природа архетипа не может быть осознана, она является психоидной. Будучи бессознательной праформой, принадлежащей унаследованной структуре, архетип является также психической предпосылкой религиозных воззрений.
Согласно К.Г. Юнгу, коллективное бессознательное включает в себя разнообразные архетипы, к которым относятся Анима (женский образ у мужчины), Анимус (мужской образ у женщины), Тень (низменное, примитивное в человеке, его темные аспекты и негативные стороны), Самость (целостность личности, верховная личность), Мать («прамать» и «земная мать»), Великая Мать (образ матери, наделенный чертами мудрости и колдовской ворожбы, доброй и злой феи, благожелательной и опасной богини), Ребенок (включая юного героя), Божественный ребенок (младенец-Иисус и другие образы, репрезентирующие бессознательный аспект детства коллективной души), Старик (образ мудреца, доброго духа или злого демона), Мана-личность (существо, наделенное магическими знаниями, силами и проявляющее оккультные качества) и другие. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинные, изначальные образы, которые воспринимаются человеком только интуитивно и которые в результате его бессознательной деятельности проявляются на поверхности сознания в форме различного рода видений, символов, религиозных представлений. Архетипы находят свое воплощение в мифах, сказках, сновидениях и психотических продуктах фантазии. Они служат питательной почвой для воображения, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы.
Типичным примером архетипа может служить мандала, которая изображается в форме магического круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами или обнаруживается в алхимическом микрокосмосе. Она выступает в качестве современного символа, дающего представление о всеобщности и единстве, упорядоченности и целостности душевного мира.
С точки зрения К.Г. Юнга, архетипы всегда были и по-прежнему остаются «живыми психическими силами», которые требуют, чтобы их воспринимали всерьез. Они всегда несли защиту и спасение, а их разрушение приводит к потере души. Более того, архетипы неизменно являются «причинами невротических и даже психотических расстройств». Так, архетип Ребенка, воображаемого младенца является распространенным явлением среди женщин с психическими расстройствами, а множественность младенцев (лилипутов, карликов) репрезентирует продукты распада личности и диссоциацию, характерные для шизофрении. Архетип Матери может символизировать расстройство детской психики, предрасположенность к неврозу, если, например, дети очень заботливой матери постоянно видят ее во сне в образах ведьмы или ужасного животного.
Терапевтическая задача состоит не в том, чтобы отрицать архетипы, а в том, чтобы, по словам К.Г. Юнга, «разрушить их проекции и возвратить их содержание личности, которая невольно утратила его в силу этой проекции архетипов вовне».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
АРХЕТИПЫ
Archetypes; Archetyp) - класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.
Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или "архаические остатки", Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина. Архетип происходит от латинского "типос" (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, включающее мифологический мотив. Юнг указывает:
"Человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый из которых имеет за плечами длительную историю эволюции,- нечто подобное следует ожидать и от устроения разума" (К. Г. Юнг. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. СПб., 1994); "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих" (Человек и его символы. СПб., 1996. Далее ЧС).
Таким образом, архетип является тенденцией к образованию представлений такого мотива - представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы. К примеру, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным. Непредставимые сами, архетипы свидетельствуют о себе в сознании лишь посредством некоторых проявлений, а именно в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели, схемы) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У отдельного человека архетипы появляются в сновидениях, грезах, видениях.
"Архетип в себе <...> есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. Меня уже часто спрашивали, откуда берется архетип: приобретается ли он или нет. Ответить на этот вопрос прямо нельзя. По определению, архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту. Они наличествуют предсознательно и предположительно образуют структурные доминанты психического вообще. Их можно сравнить с незримо, потенциально присутствующей в маточном растворе кристаллической решеткой. В качестве априорных обусловленностей архетипы представляют собой особый, психологический случай известного биологам "стереотипа поведения", наделяющего все живые существа их особыми специфическими свойствами. В ходе развития проявления подобного биологического основания могут видоизменяться, и то же самое может происходить с проявлениями архетипа. С эмпирической точки зрения, однако, архетип никогда не возникал в рамках органической жизни. Он появился вместе с жизнью. Архетип, где бы он ни появлялся, обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного, и там, где действие архетипа осознается, его отличительной чертой является нуминозность" (CW , par. 222; ОИ, с. 47-48).
"Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году Юнг писал об изначальных образах, выявленных им в бессознательной жизни своих пациентов, а также и в своей собственной путем самоанализа. Эти образы совпадали с повсеместно и на протяжении всей истории повторяющимися мотивами. Основные черты таких образов - нуминозность, бессознательность и автономность. В 1917 году он писал о безличностных доминантах или узловых точках в психике, которые притягивают энергию и влияют на личные действия. В 1919 году был впервые использован термин "архетип"; Юнг ввел его во избежание любых предположений, будто основным является само содержание психического явления, а не его бессознательная и непредставимая схема или образец" (см. КСАП, с. 29). Юнг подчеркивает разницу между архетипом и архетипическим образом.
"Снова и снова я наталкиваюсь на ошибочное представление, что архетип определяется в соответствии со своим содержанием, другими словами, что это вид бессознательной идеи (если такое выражение допустимо). Необходимо указать еще раз, что архетипы не определяются в соответствии с их содержанием, но только лишь в соответствии с их формой, да и то в очень ограниченной степени. Изначальный образ определяется по отношению к своему содержанию только тогда, когда он становится осознанным и оказывается соответственно заполненным материалом осознанного опыта. Его форма, однако, <...> может быть сравнена с осевой системой кристалла, который обычно формирует заранее кристаллическую структуру, находясь еще в "материнской" жидкости, хотя собственного материала в нем еще не существует. Эта кристаллическая структуpa возникает согласно специфическому способу, которым ионы и молекулы взаимодействуют. Сам по себе архетип пуст и чисто формален - ничего, кроме способности сформировать возможности представления, которая задана априори. Сами представления не являются унаследованными, но лишь формы, и в этом отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также определяются только формой" (CW 9i, p. 79).
Понятие архетипа тесно связано с понятием инстинкта. Инстинкт представляет собой врожденную, свойственную определенному виду, отдельной популяции структуру поведения. Инстинкты являются динамической программой, определяющей поведение животного или человека на биологическом уровне. Архетип имеет такое же отношение к психическому, как инстинкт к телесному. Архетип - регулятор психической жизни. Подобно тому как инстинкты постулируются путем наблюдения за единообразием в биологическом поведении любой особи данного вида, архетипы вырисовываются в результате наблюдения за единообразием психических явлений. В некотором смысле архетипы есть психические инстинкты человеческого рода. (Можно предположить существование животных архетипов тоже.) Разумеется, инстинкты и архетипы тесно связаны между собой, и эта связь в общем виде может рассматриваться как взаимодействие разума и тела.
Архетип древнее, нежели культура, так что он не передается традицией, миграцией или речью. Архетип - априорная форма психики и возникает (запускается) спонтанным образом повсеместно. Архетип тесно связан и со структурой мозга и передается индивиду по наследству вместе с мозговой структурой. Он есть психическое выражение структуры мозга, вечная готовность к актуализации тех или иных психических форм. Субъективное переживание тесно связано с архетипами и осуществляется через выраженные символическим образом определенные универсальные мифологические мотивы или архетипические образы. Последние являются основными компонентами любых религий, мифологий, легенд и сказок всех времен и народов. Архетипические образы присутствуют в снах и видениях, в ряде экстатических переживаний, а также при некоторых психических расстройствах. Встреча с архетипическим образом всегда сопровождается сильным эмоциональным переживанием, сообщающим индивиду чувство надличностной энергии, некоей силы, явно превосходящей индивидуальное эго. Показательными в данном случае являются сопереживания человека в храме или на митинге.
Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, в особенности связанных с основными и универсальными жизненными ситуациями - рождением, браком, материнством, смертью, разводом, важной утратой или неожиданным обретением чего-либо. Теоретически возможно любое число архетипов.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008