Антропософия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Антропософия
термин Р.Штайнера, обозначает «осознание человеком своей человеческой природы». Р.Штайнер полагает, что обычное знание и мышление, несомненно, полезны, но их следует трансформировать таким образом, чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров – сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, то есть форм познания, которые Штайнер приписывает духовному началу в человеке или существующим духовным мирам. Среди последователей духовного учения Штайнера значатся вальдорфские школы, кэмпиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой.См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Антропософия
anthroposophy) Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин "антропософия" переводится с греческого как "мудрость чел.", хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как "осознание чел. своей челов. природы". А. учит, что обычное знание и мышление чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров - сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер приписывал духовному началу в чел. или духовным мирам. В процессе формирования методологии А. появилось огромное количество работ (к-рые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р. Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд носит назв. духовной науки. Антропософские учения и исслед. нашли применение в многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди к-рых нельзя не упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой. А. стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком уровне функционирование различных аспектов мира и челов. бытия. Традиционно мыслящему чел. трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было, рез-ты практ. применения феноменологического или эмпирического подхода к исслед. явлений духовного мира оспорить труднее. Их рез-ты заставляют внимательнее отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания. См. также Движение Кэмпхилл, Вальдорфская педагогика Т. Г. Поплавски

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
375.70 кб

Культура как способ бытия человека в мире: антропософия В. А. Разумного

Муравьев Сергей Анатольевич
В статье рассматриваются вопросы становления «человека культурного», диалектической связи внешнего и внутреннего в инкультурации личности. Опираясь на философско-педагогическую антропологию В.А.
Читать PDF
478.20 кб

Концептуальное содержание принципа антропосообразного развития в православной педагогике

Прокошева Елена Дмитриевна
В статье описан один из принципов православной педагогики принцип антропосообразного развития, который в контексте традиционного православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе.
Читать PDF
100.33 кб

О духовном развитии цивилизации при проблемах антропософии

Себин А.
В настоящее время все более очевидным становится процесс духовного упадка человечества, проявляющийся, в частности, в искажении изначальных культурно-нравственных ценностей, маскируемом под их эволюцию, а также во все большем погр
Читать PDF
62.00 кб

80 лет лечебной антропософской педагогике

Гримм Рюдигер , Старни-боссарт Габриэль
Читать PDF
172.14 кб

Три главные тенденции развития современной социальной работы и их соотношение с антропософской социа

Жан-клод Юше
Читать PDF
327.04 кб

Формирование человеческой духовности в процессе антропосоциогенеза

Туман-никифоров А. А.
Читать PDF
186.58 кб

Антропосоциальная мнемология: исторический экскурс

Фёдоров О. С.
Проанализированы основания возможности выделения нового комплексного направления философских исследований – философии человеческой памяти – антропосоциальной мнемологии.
Читать PDF
81.71 кб

Философская антропология в контексте антропосоциального кризиса

Горбачев Владимир Григорьевич
В данной статье рассматривается развитие российской философской антропологии в связи с процессами социальных трансформаций в нашей стране и в мире.
Читать PDF
887.72 кб

Этнокультурная идентичность как составляющая антропосоциальной реальности

Алиев Назир Ихакович, Абдулаева Заира Эсенбулатовна
В работе рассматривается проблема антропосоциальной реальности. Её расчленение на более простые части и выяснение их природы и свойств позволили сложить представление об исходном целом.
Читать PDF
120.88 кб

Биосоциальный человек и возможные направления антропосоциальной эволюции

Туринцева Елена Анатольевна, Решетникова Екатерина Владимировна
В статье обсуждается биосоциальная сущность человека и связанные с ней перспективы развития человечества. Предмет статьи рассматривается с точки зрения концепции биосоциологии, предложенной Вал. А.
Читать PDF
264.37 кб

Антропосоциальность обмена профессиональными знаниями в фирме

Жернов Евгений Евгеньевич
Цель статьи представить выявленные и проанализированные сущностные антропосоциальные основания обмена профессиональными знаниями в пространстве коллективной трудовой культуры российской фирмы.
Читать PDF
117.22 кб

Антропосоциальные детерминанты формирования концепции смысла жизни

Зайцев Дмитрий Федорович
В статье проанализирован процесс смыслообразования, в результате которого вырабатывается концепция смысла жизни индивида.
Читать PDF
427.13 кб

АНТРОПОСОЦИЕТАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Лапин Николай Иванович
Автор изложил свой подход, который позволяет операционально представить общество как целое: его составляющие (личность, культура, социум), типы их соотношений, функции, структуры, процессы, этапы эволюции.
Читать PDF
239.74 кб

Методология социального познания: диалектико-материалистическое понимание истории (антропосоциогенез

Чемериский Борис Григорьевич
Рассматривается многоуровневая методология диалектико-материалистического понимания антропосоциогенеза (социального процесса, истории).
Читать PDF
8.29 мб

Маска как инструмент антропосоциогенеза

Кордас О.М.
В статье рассматривается роль маски в становлении человеческой природы и рождении социальной структуры общества. Феномен маски соотнесен с ходом социального и культурного становления человека.