термин Р.Штайнера, обозначает «осознание человеком своей человеческой природы». Р.Штайнер полагает, что обычное знание и мышление, несомненно, полезны, но их следует трансформировать таким образом, чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров – сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, то есть форм познания, которые Штайнер приписывает духовному началу в человеке или существующим духовным мирам. Среди последователей духовного учения Штайнера значатся вальдорфские школы, кэмпиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой.См. Бессознательное.
Антропософия
Антропософия
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Антропософия
anthroposophy) Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин "антропософия" переводится с греческого как "мудрость чел.", хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как "осознание чел. своей челов. природы". А. учит, что обычное знание и мышление чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров - сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер приписывал духовному началу в чел. или духовным мирам. В процессе формирования методологии А. появилось огромное количество работ (к-рые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р. Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд носит назв. духовной науки. Антропософские учения и исслед. нашли применение в многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди к-рых нельзя не упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой. А. стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком уровне функционирование различных аспектов мира и челов. бытия. Традиционно мыслящему чел. трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было, рез-ты практ. применения феноменологического или эмпирического подхода к исслед. явлений духовного мира оспорить труднее. Их рез-ты заставляют внимательнее отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания. См. также Движение Кэмпхилл, Вальдорфская педагогика Т. Г. Поплавски
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006