АНТРОПОГЕНЕЗ
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Главными объектами исследования А., как одного из разделов антропологии, являются место и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии и движущие силы на различных этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры и др.
«Антропогенез, на первый взгляд, закончен. Однако не все так просто.» П. Хомяков. Свои и чужие.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998
Категория. Происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo).
Специфика. Рассмотрение дается в биологическом, психическом и социокультурном планах. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично - головного мозга. Переход к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздельная речь и сознание.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
1) высокое развитие локомоций и манипулирования;
2) предельная для животных подвижность - особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению весьма сложных хватательных движений;
3) зрение бинокулярное - преобладающее над обонянием;
4) высокоразвитые формы поведения группового и общения (-> животное: поведение групповое; животное: общение). С позиций материализма, основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от пралюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично - мозга головного. Переход предков человека к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности от функций передвижения: основной их функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий (-> животное: деятельность орудийная) и дальнейшее повышение уровня деятельности психической. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию первых - примитивных, но уже человеческих - трудовых действий, логика развития коих к специальному изготовлению орудий труда. Совместный пруд превратил отношения групповые в первые отношения общественные, для обслуживания коих сформировались членораздельная речь и сознание, оказавшие большое обратное влияние на процесс становления человека. В целом антропогенез характерен не столько морфологическими преобразованиями, сколько глубочайшими качественными изменениями поведения и психики и установлением принципиально новых отношений к внешнему миру. Он являет собой небывалый качественный скачок из биологической сферы развития в социальную (-> зоопсихология).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Древнейшие люди произошли в нач. четвертичного периода на африканском континенте т предлюдей рода Австралопитеков, освоивших прямохождение. К основным предпосылкам А. относится достижение высокого уровня развития 1) сенсорных систем (с преобладанием зрения над обонянием)', 2) двигательных способ постен, особенно передних конечностей (исключительная подвижность кистей рук, в частности пальцев), и в связи с этим - 3) коры головною моз/.а и психической деятельности, а также 4) высокий уровень группового поведения и форм общения и др.
Предполагают, что предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия). в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др. функций, развитие которых тесно связано с А. Манипулирование превратилось из дополнительной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий (см. Орудийные действия животных). На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характеризующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшие обратное влияние на процесс становления человека современного вида. А. представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную. См. Развитие психики.
Добавление ред.: 1. Термин "А." в отечественной (физической) антропологии обозначает также раздел этой науки, в котором изучается эволюционное происхождение и развитие человека. В зарубежной антропологии соответствующая ветвь знания называется "эволюционная антропология" (или "палеоантропология"), которая, однако, трактуется как комплексная дисциплина, а не раздел физической антропологии. 2. Разумеется, труд создал самого человека. Эта расхожая фраза стала автоматизмом, над которым мы редко задумываемся. Но ведь в определение трудовой деятельности входит сознательная цель, которая определяет ее как закон, а сознание отягощено, по словам К. Маркса, проклятием материи - языком. Это означает, что как бы далеко мы не шли в глубь человеческой истории, мы нигде не найдем человека без сознания, труда и языка, а если найдем, то это будет не человек. М. К. Мамардашвили имел свои резоны, говоря, что человек начался с плача по умершему, т. е. с переживания.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Биологический вид «человек разумный» (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальному природному миру. По своей биологической организации человек, безусловно, принадлежит к царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют соответствующее наследство человека.
Особенность биологической сущности людей заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов социальной формы движения материи. Из социальной же сущности проистекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор — движущий фактор эволюции — утратил свое значение (например, для видообразования) при А., уступив ведущую роль социальным факторам.
Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции и зафиксирована в виде генетического кода в ДНК (как у всех видов живых организмов). На ее основе у индивидуума складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых существ.
Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и передаются последующим поколениям в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно обществу людей.
Идея о принадлежности человека к животному миру многократно высказывалась мыслителями и учеными в разные исторические эпохи начиная с античных авторов. Однако заслуга создания строго научной и аргументированной гипотезы происхождения человека от древних человекообразных обезьян принадлежит Ч. Дарвину. Он собрал и обобщил огромный фактический материал из области систематики, сравнительной анатомии и эмбриологии. В своих работах он, в частности, подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны имеют общее с человеком происхождение, общих предков — человекообразных обезьян третичного периода.
В последующее время (конец XIX — начало XX в.) гипотеза Ч. Дарвина была существенно упрочена благодаря множеству фактов из области сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, цитогенетики, систематики, иммунологии, молекулярной биологии, этологии приматов. Все эти данные показали, что человеку наиболее филогенетически близки человекообразные обезьяны (понгиды), а среди них — шимпанзе.
В XX в. большие успехи были достигнуты исследователями в палеоантропологии. Были обнаружены и всесторонне изучены многочисленные ископаемые остатки древних человекообразных обезьян и древнейших людей. На основе этих материалов были сконструированы филогенетические схемы, отражающие вероятный ход эволюции понгид, гоминид и становление человека современного типа. (см. Генеалогия современного человека).
Движущими факторами А. были те же, что и факторы видообразования у всех других живых организмов, т. е.: мутации, наследственная изменчивость, «борьба за существование», естественный отбор. Однако решающая роль в становлении вида Homo sapiens принадлежит социальным факторам.
Проследить происхождение человека как существа социального непосредственно из биологического весьма сложно, поскольку связь между ними опосредованная — через психическое. Становление социальности осуществлялось в ходе преобразования «психики» животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной, творческой и производительной деятельности. Предпосылки к возникновению социальности людей, их развитой речи и мышления складывались в ходе биологической эволюции, приведшей к формированию комплекса морфоанатомических и психофизиологических особенностей человека. Совершенствование головного мозга (и прежде всего больших полушарий), прямохождение и высвобождение рук, появление способности к деятельности с оперированием орудиями труда и сложных форм социального поведения у антропоидов — вот предпосылки появления человека.
Постепенно биологические законы развития уступают место социальным, ускоряются темпы А. На смену стадности приходит общественный образ жизни, развивается речь. Усложнение социальных отношений стимулирует развитие сознания и мышления.
Практически на протяжении всего А. главным фактором эволюции выступал естественный отбор (в том числе групповой отбор), который поддерживал улучшение способности применять орудия, умение совершать операции ручного труда и социабельность.
С появлением кроманьонцев (Homo sapiens sapiens) процесс видообразования у гоминид прекращается. Морфологические и физиологические характеристики человека не изменились со времени появления кроманьонцев. По-видимому, на этом этапе естественный отбор утрачивает ведущее значение в развитии гоминид (в результате доминирования социальных факторов) и биологическая эволюция уступает место социальной. На фоне возрастающей роли социальных факторов происходит стабилизация морфофизиологической организации человека. Поэтому ныне не приходится ожидать какоголибо существенного изменения биологического облика людей, сложившегося уже у кроманьонцев. В настоящее время естественный отбор действует в основном как механизм поддержания морфофизиологической организации современного человека (как стабилизирующий отбор).
В теории А. далеко не все еще выяснено, остается много дискуссионных моментов, однако данные современной науки убедительно доказывают естественное происхождение человека от предков приматов через ряд последовательных стадий.