получил распространение с появлением биоэтики как комплекс иных, непатерналистских моделей взаимоотношений «врач – пациент», вызванных к жизни борьбой за права человека, затем возникновением автономии пациента и защитой его прав. Выделяются несколько антипатерналистских моделей: 1)контрактная – врач – «поставщик» медицинской услуги и пациент – ее «получатель»; 2)коллегиальная – врач и пациент рассматриваются в качестве коллег, сотрудничающих по поводу общей цели: сохранения жизни, исцеления болезни, ослабления боли, страданий; информационная - врач выступает как эксперт, информирует пациента о диагнозе, методе лечения, альтернативных способах лечения, рисках и последствиях. Врач обязан получить добровольное осознанное согласие пациента на медицинское вмешательство; 3)договорная - обязательства врача, исходящие из идеала и привилегий, выходят за пределы контракта. Медперсонал выполняет свои обязанности на основе потребностей пациента, независимо от качества или способности оплатить помощь; 4)сакральная - врач выступает не только как специалист в медицине, но и знатока жизни вообще, в качестве «нового священника», эта модель близка к патернализму; 5) техническая – врач имеет склонность интересоваться фактами в большей степени, чем ценностями; говорить о болезни больше, чем об уходе за пациентом. Пациент обезличивается.