(от греч. anomalia — «неровность, отклонение») — отклонение от нормального психического и/или физического развития.
Л. С. Выготский выделяет первичные нарушения, непосредственно обусловленные биологическим характером А. р. (нарушение слуха, зрения, двигательные расстройства, локальные поражения коры головного мозга), и вторичные, возникающие опосредованно — в процессе социального развития.
Степень А. р. определяется:
Временем появления первичного нарушения (возникшее в раннем детстве, когда еще не сформировалась вся функциональная система, оно обусловливает небольшую тяжесть вторичных нарушений). Например, при раннем поражении зрения, интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы.
Степенью выраженности первичного нарушения. Выделяют частный дефект, вызванный дефицитарностью отдельных функций (познания, праксиса, речи), и общий дефект, связанный с нарушением регуляторных систем. Чем глубже первичное нарушение, тем больше при А. р. страдают другие функции.
Литература
Выготский Л. С. Полное собр. соч.: В 6 т. М., 1983-1984.