АНОМАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
АНОМАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
АНАМАЛЬНАЕ ПСІХІЧНАЕ РАЗВІЦЦЁ / ABNORMAL MENTAL DEVELOPMENT– собирательное понятие, раскрывающее совокупность различных типов психического развития человека, отклоняющегося от принятых возрастных норм. В соответствии с этим главным условием понимания сути А. п. р. является определение критериев его разграничения с нормальным (эталонным) психическим развитием (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Б. С. Братусь, Е. С. Слепович, А. М. Поляков). Вопрос разграничения А. п. р. и нормального имеет принципиальное значение для его диагностики и коррекции. В психологии сформировались различные подходы к определению критериев А. п. р. и нормального. Первый и наиболее распространенный подход представляет норму психического развития как норматив, принятый в данной социокультурной среде. Нормально развивающимся в этом случае считается человек, психические функции и свойства личности которого соответствуют среднестатистическим показателям развития в данном возрасте. В исследовательской и психодиагностической практике соответствие норме развития конкретного индивида определяется как сумма определенных количественных показателей развития отдельных психических функций и свойств личности. Зачастую такая позиция приводит к тому, что нетипичный вариант нормы принимается за А. п. р., а некоторые его варианты не вычленяются. Адаптационный подход к определению нормы психического развития основан на выявлении соответствия поведенческих навыков индивида типичным навыкам, формирующимся в определенном возрасте и отвечающим, с одной стороны, его потребностям, а с другой– требованиям окружающей среды. В таком понимании сформированность соответствующих навыков отражает социальный возраст индивида. Данный критерий дополняет среднестатистический критерий и, как правило, применяется вместе с ним. Основными достоинствами этого подхода являются простота и объективность. Между тем в качестве основного недостатка отмечается невозможность учесть личностный уровень психического развития. Третий подход предполагает понимание нормального развития как отсутствие патологии. А. п. р. понимается с точки зрения «дефицитов» работы психики как отсутствие или недоразвитие способностей, качеств, присущих здоровому индивиду. Оно представляется исключительно как «поломка» нормально функционирующей психики, а не как специфическая линия развития, создающая особые условия и возможности развития личности. Как следствие, ребенок или взрослый воспринимается через призму медицинского диагноза, а психологическая диагностика сводится к выявлению клинических симптомов нарушений в развитии. Психологическая коррекция оказывается направленной на устранение дефекта, на борьбу с ним. Четвертый подход– сведение отклонений в развитии к специфичности ребенка. Руководствуясь данным подходом, специалист все свои усилия направляет на принятие человека в его специфичности. Однако для осуществления анализа структуры, содержания и механизмов формирования такой специфичности его профессиональное мышление оказывается непригодным. Пятый подход рассматривает нормальное психическое развитие как социо культурный идеал (эталон). Данный подход в своей основе содержит позиции культурно-исторического и деятельностного подходов. Нормой психического развития полагается идеал (культурный образец), который может быть достигнут ребенком при определенных социальных условиях. Примерами культурных эталонов могут служить образцы различных видов деятельности, способов и стратегий эмоционального реагирования и переживания определенных ситуаций, правила построения речевых высказываний, навыки бытового функционирования, сенсорные эталоны и др. Проблема изучения А. п. р. связана с определением общих и специфических закономерностей аномального психического развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский). Е. С. Слепович, А. М. Поляков