АНДРОГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
АНДРОГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
АНДРАГІНАЛЬНАЯ АСОБА / ANDROGYNOUS PERSONALITY– полоролевая идентичность, сочетающая в себе ряд позитивных признаков как традиционно мужского, так и традиционно женского поведения. Идея совершенства целостности и уникальности человека-андрогина является одним из ключевых положений философии Н. А. Бердяева. У В. Соловьева андрогинизм– это единство духовности и телесности, богочеловечность. В психологии концепция андрогинии была предложена в начале 1970-х гг. американским психологом С. Бем, которая поставила под сомнение противоположность и биполярность гендерных ролей и необходимость наличия как мужских, так и женских качеств для успешной социальной адаптации. С. Бем в том числе разработала методику диагностики полоролевой идентичности, выделив ее типы: маскулинную, феминную, андрогинную, недифференцированную. Концепция андрогинии приобрела значительную популярность и нашла практическое применение в педагогической психологии и педагогике. Если ранее родителям и учителям рекомендовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу, то в настоящее время считается, что однозначный упор на маскулинность или фемининность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин. А. л. формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов. Сохраняемая в течение всей жизни андрогинальная половая идентичность, как правило, вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах у ребенка и принимается другими, что достигается, когда родитель одного с ребенком пола показывает ему образец андрогинного поведения, а родитель противоположного пола поощряет подобное поведение. В последние годы, однако, подобные практики воспитания и принципиальный отказ от традиционных ценностей (в том числе от традиционных полоролевых) в странах Европы, пропаганда половых девиаций и самостоятельного выбора детьми собственного пола из нескольких вариантов приводят к диффузности, размытости половых ролей и как следствие– к сложности с полоролевой идентификацией и социальной адаптацией. Для диагностики А. л. можно использовать адаптированный российский аналог методики С. Бем «Маскулинность– фемининность» (Bem Sex Role Inventory– BSRI, 1974)– ревалидизированную версию О. Г. Лопухиной. С. Л. Кандыбович