АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР
АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР
(истор. theatrum anatomicum) — специально построенное здание (помещение), предназначенное для публичной демонстрации вскрытия человеческих трупов. Анатомические театры возникли в Европе в XVI—XVII вв. До тех пор при обучении будущих врачей изучение анатомического строения человека происходило по трудам Галена, Рази, Авиценны и некоторых других ученых, которые лично проводили исследования большей частью на трупах животных в связи с запретом религии вскрывать мертвое тело человека. При этом полностью отсутствовали практика и использование наглядных пособий для обучения. В течение последующих после Галена десяти веков анатомия практически не изучалась. Будущие врачи наизусть заучивали теоретические данные о строении и функциях человеческого тела, его отдельных органов и систем, в том числе и ошибочные представления классиков. Анатомо-физиологические представления Галена, искаженные в духе догматов христианства, считались высшим достижением человеческого разума. При этом вера в непогрешимость древних была столь высока, что даже наглядно наблюдаемые факты, если они противоречили текстам древних, считались «наваждением» и не принимались во внимание. Лишь в 1238 г. Фридрих II разрешил профессорам Салернской медицинской школы вскрывать для демонстрации один труп в 5 лет. В 1241 г. было разрешено вскрытие трупов в судебно-медицинских целях. В 1316 г. профессор Болонского университета М. Луцци издал учебник по анатомии, пытаясь заменить им анатомический раздел «Канона врачебной науки» Авиценны. Сам Луцци имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник состоял в основном из текстов, почерпнутых из плохого перевода Галена. Тем не менее книга Луцци более двух веков была пособием по анатомии, по ней учился и А. Везалий, будущий реформатор анатомических знаний. В XV в. педагогические идеи гуманистов сыграли важную роль в перестройке системы медицинского преподавания, предусматривающей усиление связи теоретического и практического обучения. В XV–XVI вв., однако, осуществить эти идеи гуманистам удалось лишь в весьма ограниченном масштабе. Только отдельные университеты получали разрешение на анатомические демонстрации. Так, в XVI в. в Тюрингенском университете для анатомирования получали не более одного трупа в год, в Гельмштадском — два, в Лейденском — четыре. Центром гуманистических идей и нарождающейся новой науки был Падуанский университет. Именно здесь А. Везалий уже открыто, а порой и резко выступал с критикой и уточнениями учения Галена. В 1538 г. вышли в свет анатомические таблицы А. Везалия, а в 1543 г. его «Эпитоме», которые стали использоваться в преподавании анатомии и в других университетах. В 1594 г. благодаря деятельности А. Везалия в Падуанском университете был построен первый анатомический театр. А. Везалий разработал метод анатомического исследования, предусматривающий изучение строения человеческого тела, а также отдельных его частей на трупе путем многократных наблюдений. Кроме того, многие художники делали зарисовки своих анатомических наблюдений, на которых детали строения давались точнее, чем описывались в анатомических трактатах того времени. Есть основания считать, что их рисунки становились достоянием врачей хотя бы потому, что в итальянских городах XV–XVI вв. врачи и художники объединялись в одном цехе. После достаточно многочисленных, хотя и неофициальных анатомических занятий живописцев, к вскрытиям и препарированию трупов постепенно привыкли, на них, как и на изображение обнаженных тел, перестали смотреть как на нечто греховное. Так, Леонардо да Винчи, не без ведома властей, вскрыл едва ли не больше трупов, чем их вскрывали во всех итальянских университетах вместе взятых, оставив многочисленные зарисовки органов человека. Видимо, поэтому и с А. Везалием обошлись по тем временам сравнительно мягко: требование совершить паломничество было наказанием не столько за систематическое анатомирование, сколько за посягательство на авторитет канонизированного церковью Галена. Только после А. Везалия анатомы начали лично производить вскрытия трупов для исследования строения тела человека. Так поступал преемник А. Везалия по кафедре Падуанского университета Коломбо (1516–1559). Таким образом, явно обозначился отход от канонизированной анатомии Галена. В университетах шла упорная борьба старого (схоластического, церковного) и нового (гуманистического, светского), однако позиции гуманистической стороны были еще весьма неустойчивыми. Тем не менее с этого времени изучать анатомию в отдельных университетах стали не только по трудам классиков, но и по рисункам (таблицам), а также по трупам в анатомических театрах. Строительство анатомического театра в России началось в 1706 г. по предложению находившегося на русской службе голландского врача, выпускника Лейденского университета Н. Л. Бидлоо, которому Петр I поручил построить в Москве госпиталь. В анатомическом театре госпиталя производились операции в виде «репетиций для натверждения учащихся», будущих хирургов. Дальнейшему развитию отечественной анатомии во многом способствовала деятельность профессора Петербургской Медико-хирургической академии П. А. Загорского, который издал первый в России оригинальный учебник анатомии (1802), занимался разработкой русской анатомической номенклатуры. По его инициативе в Медико-хирургической академии был построен анатомический театр и создан анатомический музей. Огромный вклад в развитие всей отечественной медицины середины XIX в. внес хирург Н. И. Пирогов, положивший начало топографической анатомии и создавший первый в России институт практической анатомии (1846), где студенты по желанию могли препарировать трупы, осваивать микроскопию, а не изучать анатомию на муляжах и рисунках, ставить эксперименты на животных «для отыскания наиболее рациональных методов лечения». В XIX в. практически в каждом университете имелся свой анатомический театр, что способствовало прогрессу хирургии.