от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в XIX в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905 г. и особенно в годы Гражданской войны.
АНАРХИЗМ
Анархизм
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
АНАРХИЗМ
от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – философско-политическое течение, призывающее к противодействию институциональности общества, полному отказу от всех форм государственности. Идеи А. были предложены еще в античности, получили свое развитие в Средние века. Однако теоретически оформленные основы А. появились в конце XVIII в. как последствия затяжного кризиса эпохи Просвещения, обострения противоречий развивающегося капиталистического общества. Среди наиболее ярких представителей А. – М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, П. Прудон, В. Такер, М. Штирнер. Ключевые идеи: основная причина социальной несправедливости – государство и его политико-правовые институты; отрицание любой формы организации общества «сверху вниз»; противодействие всем типам государственного устройства, будь то монархия, демократия или диктатура пролетариата; условием свободы личности м. б. только отсутствие любых форм власти, правового принуждения. Одна из форм А. ХIХ в. – революционный А., призывающий к насильственной ликвидации государства и установлению идеального общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. Т. е. через борьбу и конфликт с государством – к идеальному построению общества. В начале ХХ в. в России широкое распространение получил христианский А., последователи которого рассматривали как государство, так и церковь несовместимыми с христианскими идеалами добра и справедливости. Во второй половине ХХ в. идеи А. были модифицированы в таких общественно-политических движениях, как «новые левые», «зеленые», «левые радикалы» и др.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009