АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Трансакционный анализ
Transactional analysis (TA)) — Изучение социальных взаимодействий индивидов, конечная цель которого состоит в усовершенствовании коммуникаций и человеческих отношений.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
определение Берна) (1) система психотерапии, основанная на анализе трансакций или серий трансакций, которые имеют место во время лечения; (2) теория личности, основанная на изучении отдельных эго-состояний; (3) теория социального действия, основанная на тщательном анализе трансакций и их классификации на максимально дробное и конечное число классов, в основе которого лежит анализ отдельных участвующих эго-состояний; (4) анализ отдельных трансакций с помощью трансакционных диаграмм (что и является собственно трансакционным анализом). ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (TRANSACTIONAL ANALYSIS) - (определение МАТА) теория личности и системная психотерапия, направленная на рост и изменение личности.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», предложенных американским психологом и психиатром Э. Берном (1902–1970). «Родитель» – это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», средоточие схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, подлежащих неукоснительному исполнению. «Взрослый» – когнитивно-активное начало, ведущей чертой которого являются независимость, разумность. «Ребенок» – аффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция нашего «Я». Несмотря на схематичность и односторонность выделения этих трех состояний «Я», они создают удобную в практическом отношении возможность анализа действий человека. Э. Берн считает важной целью Т. а. установление взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Т. а. позволяет изучать взаимодействие людей и оказывать им психологическую помощь.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

(Э.Берн)
Личн. в концепции Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специф. состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три осн. Эго-состояния.
1. "Родитель" - состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. Кроме моделироли родителя, оно содержит много др. стереотипов и автоматизированных форм поведения, отражая традиции, ценности, нормы и правила. "Родитель" олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. В сущности - это актуализация моральной сферы личности.
2. "Ребенок" - часть личн., сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это состояние может быть в двух формах: как естественный "Ребенок", являющийся источником интуиции, творчества , спонтанных побуждений и радости; как приспособившийся зависимый "Ребенок", который меняет поведение под влиянием "Родителя" (может быть послушным или, наоборот, капризным). В сущности - это актуализация эмотивной сферы личности.
3. "Взрослый" - состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. "Взрослый" контролирует действия "Родителя" и "Ребенка", являясь посредником между ними. В сущности, это - актуализация рацион, сферы личности.
В разл. жизненных ситуациях, прежде всего в процессе общения с др. людьми, личн. находится, как правило, в одном из трех Эго-состояний, которое в данный момент активизировано. Однако возможно и сочетание двух Эго-состояний, или, точнее "заражение" (контаминация) одного состояния другим. Таким механизмом заражения Берн объясняет разл. случаи личност. патологий и отклонений вплоть до психич. заболеваний. С помощью разработанного Берном метода психотерапии может происходить "обеззараживание" (деконтаминация) Эго-состояния "Взрослого", достижение его автономности с последующим восстановлением "Я-подлинного".
С помощью концепции Эго-состояний можно рассматривать процесс межличност. взаимодействия. Элементарная единица общения, состоящая из трансакционного стимула и реакции, наз. трансакцией. С помощью своей концепции Берн изучает и более сложные формы поведения человека - "игры", или "серии следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом", а также лежащие в их основе скрипты (см. Сценарий жизненный). С помощью психол. игр люди часто неосознанно компенсируют свои личност. проблемы. Берн создал теорию и типологию игр и сценариев, описанных в книге "Игры, в которые играют люди".

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
ТРАНСАКЦЫЙНЫ АНАЛІЗ / TRANSACTIONAL ANALYSIS– теория, подход, метод, модель психологического описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Метод претендует на доступность и всеобщность, позволяет людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими. Теоретической основой для развития Т. а. стал психоанализ, его автор и разработчик– Эрик Берн (1902–1970). Основные положения Т. а. состоят в том, что один и тот же человек, находясь в определенной ситуации, может функционировать, исходя из одного из трех эго-состояний, четко отличимых одно от другого: «родителя», «взрослого» и «ребенка». «Родитель»– это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», средоточие схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, подлежащих неукоснительному исполнению, соответствует «сверх-Я» в психоанализе. «Взрослый»– когнитивно-активное начало, ведущей чертой которого являются независимость, разумность, соответствует «Я» в психоанализе. «Ребенок»– эффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция, отвечает также за творческие проявления личности, соответствует «Оно» в психоанализе. В каждый момент времени мы находимся в одном из этих трех эго-состояний, осуществляя трансакции (единица общения, которая состоит из стимула и реакции). Трансакции могут быть: дополняющие или параллельны (стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого, и взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях); пересекающиеся (направления стимула и реакции пересекаются,что является основой для конфликтов, например реакция происходит от «ребенка» к «родителю»); скрытые (человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое; являются почвой для развития психологических игр, которые также описаны Э. Берном). Э. Берн считает важной целью Т. а. установление взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Каждый человек, используя прямые, простые и даже разговорные слова, может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Теория сценариев разрабатывалась в рамках Т. а. Э. Берном и усовершенствована К. М. Штайнером. Сценарий– это план жизни, составленный в детстве на основе предложенных родителями или обществом. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Контрсценарий– некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий формируется в другом эго-состоянии, отличном от формирования сценария. Антисценарий– «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Однако сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий– его судьбу. В России Т. а. и теория сценариев были особенно популярны в 1990-х гг. и активно использовались в психологическом консультировании. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ
анализ трансактный, анализ взаимодействия) - Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей. Анализ трансакционный содержит:
1) анализ структурный - теория эго-состояний;
2) собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;
3) анализ психологических "игр";
4) скриптоанализ - анализ жизненного сценария - "скрипта". Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: "Родитель", "Ребенок" и "Взрослый". Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Основан на представлении о том, что в каждом человеке "живет" тот ребенок, коим он был, тот взрослый, коим он является, и родительские образы. Соответственно, при взаимодействиях с другими людьми человек ведет себя то как Ребенок, то как Родитель, то как Взрослый. Эго-состояние Ребенок содержит в себе комплексы аффективные (-> аффект), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различаются:
1) Ребенок естественный - свободный, творческий и раскованный; ему свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности;
2) Ребенок адаптированный - представлен такими разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя, против "давления сверху"), "соглашающийся" и "отчуждающийся". Эго-состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит нормы и предписания, некритически усвоенные в детстве и на протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Кроме того, содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различаются две основные формы проявления Родителя:
1) "заботящийся (опекающий)" - советы, поддержка, опека и пр.;
2) "контролирующий" - запреты, санкции, наставления и пр. Эго-состояние Взрослый - способный к реалистическим оценкам, разумный, зрелый; включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует здесь-и-теперь и независимо от прошлого, хотя использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшее положение теории эго-состояний - тезис о переключении или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного эго-состояния. Следующее фундаментальное понятие анализа трансакционного - игры, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при коих один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим - выигрыша. Игры бывают "хорошими", когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Типологизовано более сотни различных игр: игры супружеские, игры в кабинете врача, игры преступного мира, игры жизни и пр. В основе многих игр лежат скрипты, или скрипт-программы жизненного пути, заложенные раннего детства под воздействием социальных факторов я воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии Ребенок, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Цель психотерапии, разработанной Э. Берном на базе анализа трансакционного, - освободить клиента от зависимостей, обретенных им в детстве и направляющих его, заставляющих "играть в игры" - вести себя во взаимодействии с другими так, чтобы извлекать некие психологические выгоды, подкрепляя позиции Ребенка и Родителя; в результате терапии возникает интеграция эго-состояний - Ребенка, Родителя и Взрослого - за счет ориентации на Взрослого. Психотерапия призвана освободить от скриптов, программирующих жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в отношениях межличностных, через выработку разумного и независимого поведения. Конечная цель анализа - достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. При этом основная задача - достижение автономности Взрослого, в первую очередь его деконтаминации (-> контаминация), а затем интеграции с другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития анализа трансакционного абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в позднее сменилась признанием необходимости участия в этом Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование "новых" эго-состояний Родитель и Ребенок в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, "энергетическую наполненность" эго-состояний и их форм. Несмотря на распространенность, эти методы критикуются и клиницистами, и теоретиками анализа трансакционного за узкий подход, не учитывающий особенности отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике эго-состояний дает, по-видимому, разработка проективных, в частности рисуночных методик, а также метод реинтерпретации трансакционной опросников личных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
64.07 кб

Первый национальный конгресс по трансакционному анализу