АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЛИЧНОСТИ) К. ЮНГА

Найдено 1 определение
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЛИЧНОСТИ) К. ЮНГА
совокупность психологических идей, касающихся личности и сформулированных К. Юнгом. У основания личности, согласно его теории, находятся архаичные, примитивные, природные и одновременно бессознательные образования, называемые архетипами. Строение личности, по Юнгу, выглядит следующим образом. Непосредственно под уровнем сознания в структуре личности находится личное бессознательное, состоящее из психологических образований, связанных с приобретенным в процессе жизни личным опытом человека. Этот уровень бессознательного недостаточно глубок и потенциально доступен осознанию. В нем находятся комплексы, которые проявляются в сознании человека в виде доминирующих идей. Через эти идеи комплексы способны оказывать влияние на поведение человека.
Ниже уровня личного бессознательного располагается коллективное бессознательное, содержащее в себе аккумулированный тысячелетиями, обобщенный опыт прошлых поколений человека и его животноподобных предков. Коллективное бессознательное является глубинной основой личности человека и не может быть осознано им, это продукт родовой истории человека. Главная идея А.п., касающаяся динамики личности человека, состоит в том, что сознание и бессознательное не конфликтуют между собой, а взаимно дополняют друг друга и образуют некоторого рода единство в отличие от того, что утверждается о сознании и бессознательном в психоанализе, в частности в учении З. Фрейда, где сознание и бессознательное, напротив, противопоставляются, конкурируют друг с другом. Актуальное поведение человека, по мнению Юнга, мотивировано не инстинктами, а глубинными бессознательными процессами и образованиями (архетипами). В личном бессознательном в основном находятся переживания, когда-то уже бывшие в сознании человека, но со временем вытесненные из него, подавленные, забытые или игнорируемые, на которые человек чаще всего не обращает внимания.
Многие из них являются слишком слабыми для того, чтобы стать осознаваемыми и оказаться в сфере внимания человека. Комплексы представляют собой образы, мысли и чувства, существующие в личном бессознательном и объединяемые вокруг конкретного объекта или человека, например «комплекс матери». В личном бессознательном комплексы существуют независимо друг от друга и могут жить самостоятельной жизнью. Ведущие комплексы берут на себя функцию контроля над личностью человека в целом, определяя основы ее психологии и поведения. Конфликт, или оппозиция, характеризует обычные, «нормальные» отношения между основными составляющими личности (к ним, по мнению Юнга, относятся и многие другие образования помимо бессознательного и комплексов). В конфликте между «противоположностями» личность получает возможность психологически развиваться. Если между составляющими личности конфликт разрешается, происходит интеграция личности на более высоком уровне развития человека. При этом наступает стабилизация личности.
Центром ее устойчивой интегрированности становится «самость» или «Я» человека. Силы, непосредственно регулирующие внутреннюю динамику личности, Юнг связывает с понятием «психическая энергия». Источником для нее является «жизненная энергия», порождаемая происходящими в организме обменными процессами. Эту энергию Юнг так же, как и З. Фрейд, иногда называет термином «либидо», связывая с ней всевозможные мотивационные состояния человека. Количество энергии, участвующей в мотивационном процессе, определяется психологической ценностью для человека цели. Среди различных психологических ценностей, разделяемых человеком, имеется немало таких, которые являются не осознаваемыми. Динамика личности в А.п. объясняется, исходя из принципов эквивалентности и энтропии. Принцип эквивалентности означает, что количество энергии, имеющейся у человека, остается постоянным, и если он ее тратит на чтонибудь, то одновременно такое же количество энергии у него накапливается, но из иного источника. Если часть энергии переходит от одного элемента личности к другому, то происходит лишь перераспределение энергии между соответствующими элементами личности. Принцип энтропии означает установление состояния динамического равновесия между различными элементами целостной структуры личности. Идеальное состояние равновесия представляет собой высший уровень личностного развития человека. См. архетип, бессознательное, бессознательное личное, бессознательное коллективное, инстинкт, личность, психоанализ, самость, сознание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007