АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ
Анаклитическая (эмоциональная) депрессия
Глубокая, часто прогрессирующая депрессия, переживаемая детьми, разлученными со своей матерью или лишившимися матери.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Анаклитическая депрессия
anaclitic depression) - депрессивная модель поведения, обнаруживаемая у очень маленьких детей и вызванная их разлукой с матерью.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Депрессия анаклитическая
Патологическое стояние, возникающее у детей в возрасте 5–12 месяцев, разлученных с матерью и находящихся в плохих условиях, лишенных внимания и ласки. Проявляется адинамией, анорексией, снижением или исчезновением реакций на внешние раздражители, задержкой двигательного и психического развития.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Анаклитическая депрессия
от греч. anaklitos «прислоненный, опирающийся») – острое переживание ребенком отрыва от матери, от родителей.
Внезапно он почувствовал острый приступ тоски по матери, как чувствовал ее, будучи маленьким мальчиком, когда его постигала какая-нибудь беда в ее отсутствие. Он отчаянно затосковал, ему захотелось прикасаться к ней, почувствовать ее ответную ласку. (Дж. Дюморье, Трильби).
Ср. первоначальную реакцию многих детей, которых отдают на лечение в санаторий и т. п.
Ср. как отрицательно отразилось на личности М. Лермонтова лишение его возможности общаться с его отцом.
Внезапно он почувствовал острый приступ тоски по матери, как чувствовал ее, будучи маленьким мальчиком, когда его постигала какая-нибудь беда в ее отсутствие. Он отчаянно затосковал, ему захотелось прикасаться к ней, почувствовать ее ответную ласку. (Дж. Дюморье, Трильби).
Ср. первоначальную реакцию многих детей, которых отдают на лечение в санаторий и т. п.
Ср. как отрицательно отразилось на личности М. Лермонтова лишение его возможности общаться с его отцом.
Депрессия анаклитическая
Spitz, 1946) (греч. ana – пере, klino – наклоняю) – депрессивное расстройство у детей в возрасте до 3-4 лет, возникающее при длительной или частой сепарации ребенка от матери. Считается аналогичным депрессивному расстройству настроения. В остром периоде анаклитической депрессии дети плачут, не поддаются утешению, не реагируют на кутешения со стороны других взрослых и своих сверстников, могут испытывать страхи. Несколько позже они, напротив, делаются вялыми, гипотрофичными, мало едят, плохо спят, страдают диспепсией. Такие дети выделяются на фоне остальных сверстников своей печальной внешностью, безучастным выражением лица, отсутствием выражений удовольствия и радости, трудностями установления контакта с другими людьми, неразговорчивостью до степени мутизма, отсутствием игровой активности, замедлением роста, медленным набиранием веса, задержанным умственным и психомоторным развитием. У части пациентов наблюдаются симптомы регрессии (утрата навыков речи, одевания, опрятности, общения и т.п.). При своевременном возвращении к матери и надлежащем ее отношении к ребенку, указанная симптоматика постепенно исчезает, в противном случае становится значительным риск патохарактерологического развития или развития психогенного аутизма.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ
ANACLITIC DEPRESSION)
Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста. Возникает тогда, когда после периода хороших материнско-детских отношений на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка мать отсутствует в течение как минимум трех месяцев. Если в этот период мать возвращается, все симптомы ослабевают. Если же сепарация продолжается, симптомы становятся все более выраженными и могут привести к бессоннице, снижению веса, задержке развития, апатии, ступору и даже смертельному исходу.
Впервые синдром описали Р. А. Шпиц и К. М. Вольф (Spitz, 1946). 'Аналитический' означает 'зависимый от другого' - в данном случае от матери, утрата которой провоцирует депрессию. Боулби (1960), также описавший детские реакции при сепарации, модифицировал описание, данное Шпицем, представив следующую последовательность: протест, отчаяние, отчужденность. Малер (1968) интерпретировала описания Шпица в терминах сепарационно-индивидуационной фазы развития. По мнению Малер, во второй половине первого года жизни ребенок достигает симбиотических взаимоотношений с матерью. С этого возраста симбиотический партнер становится незаменимым, а потому отделение от матери приводит к возникновению выраженной симптоматики.
Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста. Возникает тогда, когда после периода хороших материнско-детских отношений на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка мать отсутствует в течение как минимум трех месяцев. Если в этот период мать возвращается, все симптомы ослабевают. Если же сепарация продолжается, симптомы становятся все более выраженными и могут привести к бессоннице, снижению веса, задержке развития, апатии, ступору и даже смертельному исходу.
Впервые синдром описали Р. А. Шпиц и К. М. Вольф (Spitz, 1946). 'Аналитический' означает 'зависимый от другого' - в данном случае от матери, утрата которой провоцирует депрессию. Боулби (1960), также описавший детские реакции при сепарации, модифицировал описание, данное Шпицем, представив следующую последовательность: протест, отчаяние, отчужденность. Малер (1968) интерпретировала описания Шпица в терминах сепарационно-индивидуационной фазы развития. По мнению Малер, во второй половине первого года жизни ребенок достигает симбиотических взаимоотношений с матерью. С этого возраста симбиотический партнер становится незаменимым, а потому отделение от матери приводит к возникновению выраженной симптоматики.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ
депрессивное состояние, возникающее у ребенка в результате устранения эмоциональных контактов с матерью.
Термин «анаклитическая депрессия» был введен в научную литературу австро-американским психоаналитиком Р. Шпитцем (1887–1974). Понятие «анаклитический» выражает неудовлетворительную потребность в опоре на кормящую и защищающую мать, физическую и эмоциональную зависимость от нее. В более широком понимании термин «анаклитический» означает такой тип зависимости, при котором один человек полагается на другого в удовлетворении основных потребностей.
В статье «Анаклитическая депрессия» (1946) Р. Шпитц высказал основанную на наблюдениях над детьми мысль о том, что если в результате каких-либо событий (болезнь, смерть и иные серьезные происшествия) ребенок разлучается с матерью, то это ведет к возникновению у него депрессивного состояния, сопровождающегося плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. В таком состоянии ребенок может страдать бессонницей, отказываться от пищи и быть подверженным простудным и инфекционным заболеваниям.
Анаклитическая депрессия возникает примерно на четвертом – шестом месяце жизни ребенка после того, как ранее достигнутая стабильность между матерью и младенцем нарушается и ребенок лишается проявления нежных чувств. Через три месяца после отлучения младенца от матери у него может наступить такое состояние, которое характеризуется «окоченелостью» и невосприимчивостью посторонних людей. В некоторых случаях последующий недостаток эмоциональных контактов способен привести к смерти ребенка. Если по истечении трех месяцев разлуки с матерью она возвращается к ребенку, симптомы ана-клитической депрессии ослабевают.
Последующие исследования и непосредственные наблюдения психоаналитиков над детьми показали роль и значение утраты ребенком эмоциональных контактов с матерью при возникновении депрессии. Идеи, содержащиеся в работах Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье» (1951), Р. Шпитца «Первый год жизни» (1965), М. Малер «О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации» (1968) и других авторов, оказали заметное влияние на развитие современного психоанализа.
Термин «анаклитическая депрессия» был введен в научную литературу австро-американским психоаналитиком Р. Шпитцем (1887–1974). Понятие «анаклитический» выражает неудовлетворительную потребность в опоре на кормящую и защищающую мать, физическую и эмоциональную зависимость от нее. В более широком понимании термин «анаклитический» означает такой тип зависимости, при котором один человек полагается на другого в удовлетворении основных потребностей.
В статье «Анаклитическая депрессия» (1946) Р. Шпитц высказал основанную на наблюдениях над детьми мысль о том, что если в результате каких-либо событий (болезнь, смерть и иные серьезные происшествия) ребенок разлучается с матерью, то это ведет к возникновению у него депрессивного состояния, сопровождающегося плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. В таком состоянии ребенок может страдать бессонницей, отказываться от пищи и быть подверженным простудным и инфекционным заболеваниям.
Анаклитическая депрессия возникает примерно на четвертом – шестом месяце жизни ребенка после того, как ранее достигнутая стабильность между матерью и младенцем нарушается и ребенок лишается проявления нежных чувств. Через три месяца после отлучения младенца от матери у него может наступить такое состояние, которое характеризуется «окоченелостью» и невосприимчивостью посторонних людей. В некоторых случаях последующий недостаток эмоциональных контактов способен привести к смерти ребенка. Если по истечении трех месяцев разлуки с матерью она возвращается к ребенку, симптомы ана-клитической депрессии ослабевают.
Последующие исследования и непосредственные наблюдения психоаналитиков над детьми показали роль и значение утраты ребенком эмоциональных контактов с матерью при возникновении депрессии. Идеи, содержащиеся в работах Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье» (1951), Р. Шпитца «Первый год жизни» (1965), М. Малер «О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации» (1968) и других авторов, оказали заметное влияние на развитие современного психоанализа.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001