диагностика способности к смысловым преобразованиям и комбинаторики в различных знаковых системах.
1. «Графические анаграммы». Инструкция: Сейчас вы — художники–изобретатели! Нарисуйте, используя различные фигуры (круг, треугольник, полукруг, прямоугольник, квадрат), все, что придумаете. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения. Каждый законченный рисунок–образ необходимо назвать.
После выполнения эскизов предлагается найти варианты сочетаний геометрических фигур в архитектурных формах различных стилей и в произведениях изобразительного искусства (кубизм, конструктивизм, абстракционизм и т. д.). Стимулы для восприятия: К. Малевич. Принцип росписи стены. 1919; А. Родченко. Беспредметная композиция. 1918; Н. Суетин. Эскиз росписи стены. Витебск. 1920; А. Софронова. Конструктивистская композиция.
1922; А. Родченко. Белый круг. 1918.
2. Предлагается с использованием цвета создать художественный вариант геометрических композиций «в стиле…» (по выбору).
Придумать название своей композиции2. «Композитор». Инструкция: В музыке существует тип композиции «ракоход» — движение заданной мелодии справа налево. Можно использовать и другие варианты сочинения, например, с помощью перестановки звуков или с помощью изменения средств выразительности — длительностей, штрихов, тембра, регистра, динамических оттенков (тихо–громко) и т. д. Из набора пяти звуков можно сочинить различные варианты мелодий (при отсутствии музыкального инструмента можно использовать функции «композитор» в системе мобильных телефонов).
3. «Сочиняем фразы». Инструкция: сочините осмысленные фразы так, чтобы в каждую из них входили три слова (Земля. Музыка. Радуга).
Оценка результатов подсчитывается по показателям: количество вариантов, количество способов преобразований (стратегий), количество использованных выразительных средств, оригинальность, композиционная завершенность. (Барышева Т. А.)
0.00 байт
Влияние неактуализированных значений слова-омонима на эффективность решения анаграмм
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса решения анаграмм в условиях «навязывания» разных значений слова.