Амплификация психического развития
АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(от лат. amplificatio - распространение, увеличение) - расширение имеющегося потенциала развития в каждом возрастном периоде за счет индивидуализации содержания, форм и методов воспитания. А.п.р. не сводится к искусственному форсированию развития путем опережающего перехода к филогенетически более «взрослым» видам деятельности, путем усвоения несвойственных конкретному возрастному периоду знаний и интеллектуальных умений. Искусственная акселерация предрасполагает к развитию ранней детской шизофрении. Психоаналитически подтверждено, что транзитное прохождение новообразований любого возрастного периода приводит во взрослости к регрессу поведенческих проявлений в экстремальных и кризисных жизненных ситуациях.
Амплификация психического развития
лат. amplificatio — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Теоретической основой концепции А. является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности (А.В.Запорожец). В практической детской психологии подход, утверждающий принцип А., противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т.е. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых «полезных» знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к «более взрослым» видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и выступают за обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры. О.А.Карабанова 49