Альтернативные педагогические системы это что такое Альтернативные педагогические системы: определение — Психология.НЭС
Альтернативные методы психотерапии АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Альтернативные педагогические системы

Найдено 1 определение:

Альтернативные педагогические системы

alternative educational systems) В 1960-е и 1970-е гг. А. п. с. и гуманистические формы обучения/учения привлекли к себе особое внимание. Это была реакция против ограничений традиционного образования, к-рое сконцентрировано на интеллектуальных аспектах учения и на овладении базовыми знаниями и умениями. Альтернативные подходы обычно делали акцент на эмоциональной стороне процесса обучения/учения и уделяли внимание, напр., чувствам, ценностям, интересам, убеждениям и жизненному опыту уч-ся. Но главная цель альтернативных подходов - интеграция познавательной и эмоциональной сферы, несмотря на то что мн. из них, часто относимых к разряду "гуманистического образования", были сфокусированы на процессе учения. Образование рассматривается здесь не как неусыпное "культивирование интеллекта", а как содействие конкретному ученику в становлении полноценной и целостной личности. Хотя базовые знания и фактологический материал вовсе не игнорируются при гуманистическом подходе, осн. акцент все же делается на заботе об ученике как личности. Существует предположение, что когда ученик активно вовлечен в процесс открытия, то учение носит совершенно естественный характер. В "Свободе учиться" (Freedom to learn) Карл Роджерс утверждал, что функция обучения обычно слишком переоценивается. Обучение, рассматриваемое как передача знаний, не принимает во внимание динамическую и изменчивую природу совр. об-ва. По мысли Роджерса, целью образования следует скорее считать облегчение изменения и научения. Одна из моделей А. п. с. описана А. С. Нейлом в его книге "Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию ребенка" (Summerhill: A radical approach to child rearing). Нейл очень ярко описывает детей, к-рые приходят в его школу после репрессивных, авторитарных условий жизни. Нейла и Роджерса объединяет их глубокая вера в способность индивидуума развиваться и учиться, если ему дадут свободу делать это. Нейл считает, что если ребенку даровать истинную свободу, то он станет чел., способным управлять собой. Т. о., его педагогическая система основывается на убеждении, что дети хотят узнать о жизни. Хотя подход Нейла к обучению был назван нек-рыми критиками экстремистским, его методы все же привели к определенным рез-там. В его школе (где ученики проживали постоянно) отсутствовали обязательные предметы и было очень мало правил (большинство из к-рых установили сами дети), а ученики могли свободно следовать своим интересам. Др. авторы тж выступали за альтернативные формы обучения, хотя их взгляды были не такими крайними, как у Нейла. Книга Джорджа Леонарда "Обучение с восторгом" (Education and ecstasy) раскрывает утверждение, что от обучения можно получать огромную радость. Леонард исходит из предпосылки, что если бы детям было позволено реализовывать свойственное им стремление совершать новые открытия, то и учеба и жизнь стали бы большим удовольствием, а не рутинной обязанностью, каковой они часто являются. Он отмечал, что уже сейчас у людей существуют все базовые возможности для превращения учебы в удовольствие, но определенные укоренившиеся представления о том, чем должно быть обучение, не позволяют ему стать процессом, обогащающим личность. Джон Холт в своей книге "Как учатся дети" (How children learn) явно стоит на той же позиции. Детей не нужно заставлять учиться, они учатся сами, поскольку познание - это и фундаментальная челов. потребность, и удовольствие. Любопытство, страсть к исслед., стремление все потрогать руками, разобраться, что как работает, - в этом составная часть развития здорового ребенка. Соревнование, угрозы и внешняя мотивация вовсе не обязательны для того, чтобы увлечь недисциплинированного уч-ся. По мысли Холта, классная комната может стать тем местом, где дети осознают связь учебы с действительностью. Холт считает, что подходы к обучению должны обеспечивать возможности для детей реализовывать свои естественные интересы и что обучение должно включать гораздо больше, чем заучивание фактического материала и овладение осн. навыками. См. также Индивидуальное обучение, Метод Монтессори, Школы без неудачников, Вальдорфская педагогика Дж. Кори
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Альтернативные педагогические системы — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Организационная психология образования в системе идей научной организации педагогического труда

Хребина С.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основы проектирования системной модели мотивации профессионального выбора с

Лопаткин Е. В.
В статье мотивация рассматривается как стержневой компонент деятельности человека, обеспечивающий качественность и результативность, проанализирован механизм формирования методологии личностно-мотивационного подхода, определены его базовые принципы. Определены концептуальные и структурно-содержательные характеристики модели мотивации профессионального выбора, показана эффективность ее экспериментальной апробации в условиях педагогического вуза.
Скачать PDF

Психолого-педагогические аспекты профилактики наркотизма в системе школьного образования

Шишкунов С.П.
Скачать PDF

Экологическая культура личности в системе педагогического проектирования культуры безопасности жизне

Бакаева Т.Н., Толмачева Л.В.
Проанализирована необходимость воспитания экологической культуры личности в связи с резким изменением среды обитания, нарушение действия экологических факторов в период обучения, воспитания и профессионализации. Рассмотрено содержание феномена экологической культуры на основе анализа особенностей экологического сознания, экологической ответственности и экологического опыта.
Скачать PDF

Формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе п

Малый Юлия Владимировна
В статье с позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, определена сущность, структура психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза, выявлены критерии и уровни психолого-педагогической компетенции, разработана технологическая модель ее формирования в системе повышения квалификации преподавателей высшей технической школы.
Скачать PDF

Повышение мотивации к систематическим занятиям в клубе керлинга: педагогический аспект

Дрон Петр Дмитриевич
Статья посвящена вопросам создания организационно-педагогических условий развития физической культуры и спорта (в частности, клуба кёрлинга) в России. Автор предлагает педагогические средства, при которых возрастает мотивация населения к занятию керлингом, как видом спортивно-оздоровительной деятельности. В статье представлены результаты использования специализированного курса лекций «Керлинг путь к здоровью» для повышения мотивации лиц, занимающихся керлингом.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая концепция и система актуализации творческого потенциала и подготовки к твор

Никольская Ольга Лазаревна
Рассматривается психолого-педагогическая концепция и система актуализации творческого потенциала и пути их реализации как в учебном процессе педагогического вуза, так и в системе повышения квалификации педагогов. Представлена система актуализации творческого потенциала, компонентами которой являются диагностический, образовательный, ресурсный. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется в ходе реализации представленной технологии, форм и методов обучения, обеспечивающих актуализацию творческого потенциала и необходимых для осуществления творческой деятельности.
Скачать PDF

Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома

Луговская Татьяна Владимировна
В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности детских домов, содействующая развитию прежде всего психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение психосоциального развития ребенка должно строиться с учетом сложности и целостности процесса психосоциального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Скачать PDF

Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитате

Денисенко Снежана Валентиновна, Кузнецов Анатолий Федорович, Кузнецова Мария Анатольевна
В статье рассматриваются результаты исследования индивидуальных ценностных ориентации курсантов Омской академии МВД. С использованием диагностической методики М. Рокича выявляются группы доминирующих терминальных и инструментальных ценностей, показатели первокурсников и выпускников сопоставляются с уровнем, который желали бы видеть педагоги, представляются рекомендации по организации воспитательной работы.
Скачать PDF

Формирование системы приемов самоуправления как педагогическое условие его развития

Бурцева Евгения Валерьевна
Показана честь экспериментальной работы педагога с курсантами юридического инсиииуиа MBД по организации педагогических условий для развития личностного самоуправления
Скачать PDF

Обзор психолого-педагогических аспектов предметной области экспертной системы мониторинга профессион

Коржакова Светлана Александровна, Резинькова Софья Александровна
Целью исследования экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации является выявление структуры пространства состояний и обоснование выбора методов обработки информации в этом пространстве, результаты анализа предметной области заключаются в определении базы выявления типологии профессиональной мотивации.
Скачать PDF

Формирование психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивног

Черкасова С.А.
Рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов в системе инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, приводятся результаты исследования формирования психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.
Скачать PDF