АЛХИМИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АЛХИМИЯ
br>Алхимия - это древняя химия, представляющая собой смешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и всобщих, наглядно-интуитивных, частью религиозных спекуляций о природе и человеке. В алхимии проецировали на неизвестные свойства материи различные символы, которые мы сейчас рассматриваем как содержания бессознательного. Исследуя неизвестную материю, алхимик пытался раскрыть "Божественную тайну", а в результате приходил к методам и путям изучения, похожим на используемые в современной психологии бессознательного. И эти методы и пути изучения имеют дело с неизвест ным объективным феноменом - бессознательным. С точки зрения духовной истории философскую алхимию Средневековья можно понимать как движение, имеющее свои истоки в бессознательном, движение, компенсаторное по отношению к христианству; ибо предмет алхимических медитаций и техник - царство природы и материи - в христианстве не нашел себе достойного места и адекватной оценки, а считался чем-то, что нужно преодолеть. Таким образом, алхимия является своего рода темным и примитивным отображением христианского мира образов и мыслей, как показывал Юнг в "Психологии и алхимии" с помощью аналогии между центральным представлением о "философском камне", "lapis", в алхимии и образом Христа в христианстве. Для языка алхимиков типичны символический образ и парадокс. Поэтому говорится, что камень является не камнем ( то есть, он одновременно представляет собой и духовно-религиозное понятие ), или что алхимический Меркурий, дух в материи, ускользает и исчезает подобно оленю, ибо он неуловим. "У него тысяча имен". Но ни одно из них не выражает его сущность полностью - как ни одно определение не в состоянии однозначно охватить сущность психического явления. 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

АЛХИМИЯ
(позднелат. аlchemia, alchimia, alchymia) — донаучное направление в химии. Существует несколько версий происхождения этого термина: от греч. cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов; от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Покровителем алхимии в Египте был бог Тот. В Античности функции Тота выполнял Гермес, и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса — отсюда выражение «герметически закрытый». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи астролога IV в. Юлия Фирмика. Важнейшей задачей алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до XVI в. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и, например, такие металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название «философского камня», «красного льва», «панацеи», «жизненного эликсира». Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, так называемый золотой напиток (эликсир жизни), должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. Греки были учителями арабов, давших алхимии имя. Запад воспринял алхимию от арабов в X в. С X по XVI в. алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке: Альберт Великий — создатель работы «О металлах и минералах». Р. Бэкон; оставивший потомству труды «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии»; А. де Вилланова, выдающийся врач, издавший более 20 алхимических трудов; Р. Луллий — автор 500 сочинений алхимического содержания. В начале XVI в. швейцарский врач Т. Парацельс утверждал, что истинная цель науки – не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных лекарственных препаратов. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, а также перегонные кубы. Достижения алхимиков Китая и Индии остались неизвестны в Европе. В России алхимия не была распространена вплоть до петровских реформ, почти все русские алхимики были иностранного происхождения. Самый знаменитый из них Я. Брюс (1670–1735) древнего шотландского рода, которого нередко называли предсказателем.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

АЛХИМИЯ
Alchemy; Alchemic) - в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности.
Алхимический процесс превращения исходных неблагородных металлов в нечто более ценное - философский камень, золото или универсальный эликсир жизни - можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития человека. Философский камень (lapis), например, выступает здесь как архетипическая Самость, регулирующий центр психического. В качестве примера других образов алхимии, используемых для описания психических процессов, воспользуемся фрагментом из переведенной на русский язык книги Роберта Боснака "В мире сновидений", в котором описываются три алхимических мира: черный, белый и красный:
"Черный образный мир в алхимии называется нигредо, его металл - свинец. Это мир, в котором темно, мрачно, жутко, страшно, отвратительно, уныло и тоскливо. Погружаясь в него, мы оказываемся на самом дне, в преисподней, лишенные своего "Я" и брошенные на произвол судьбы. В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся нескончаемость нигредо. Будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества. Жизненный ритм сбивается, сознание опустошается. В бездонной пропасти нигредо единственной реальностью для человека становится смерть. Белый мир называется альбедо, его металл - серебро. В кромешном мраке ночи восходит ночное светило, луна. Альбедо - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, покровитель воров и проводник душ умерших в царство теней. Безумные мысли и туманные намеки - Меркурий без устали будоражит воображение своими коварными уловками. А мир воображения - это зеркальное отражение без самого зеркала, мир отраженных образов. Переход из нигредо в альбедо так описан у Юнга:
"Неясность слегка рассеивается, как мрак ночи при появлении на небосклоне луны. Этот робкий свет относится к альбедо, лунному свету". Все, что раньше воспринималось буквально, становится в альбедо метафорой, отражаясь в пробуждающемся сознании кружащих в лунном свете мотыльков. Альбедо - царство поэтов, воров и безумцев, переход от кромешной ночи к яркому солнечному дню, мир поэтический и текучий, мир образного языка. Странное двусмысленное существование, в котором одно сомнение нанизывается на другое. Красный мир называется рубедо, его металл - золото, застывшее солнечное пламя. Жар солнца, основного источника жизни на земле, дающего силу всему живому, застывая, превращается в золото. Золото, по словам алхимиков, семя солнца, серебро - семя луны. В солнечном мире бесконечная борьба страстей рождает искры вдохновения. Солнце взращивает все формы, сокрытые в материнском лоне земли. При свете солнца царит ясность и определенность. Солнце покровительствует порядку и трезвому восприятию. Рубедо сопрягает мужское и женское начало, в нем находят выражение все формы отношений между полами, это мир либидо. Рубедо - арена противостояния и слияния, противоборства и соития. Владыка рубедо - могучий лев, покоряющий всех других существ. Рубедо зовет к действию, решительному и упорному, требует концентрации и дисциплины, вдохновляет героический мир беспримерных ратных подвигов. Если в нигредо царствует полная тьма, то в рубедо солнце находится в зените. В точке кипения все антагонистические вещества образуют новый сплав, новое качество, соединяется несоединимое. Определяющая характеристика рубедо - жар, поэтому в сосуде, в котором протекает процесс превращения, создается сильное давление. Это напоминает скороварку, но скороварка может не выдержать перегрузки, ее может разнести на мелкие куски от избыточного давления. Тогда процесс вновь вернется в нигредо, и все придется начинать сначала. Например, если любовь рождает необузданные страсти, отношения между любимыми - сосуд, в котором переплавляется любовь, - могут развалиться, не выдержав напора страстей. Чтобы избежать этой опасности, из скороварки нужно выпускать пар, нужно действовать. В таком действии мир ночных образов переплетается с полуденным миром, внутренние образы проецируются на внешнюю реальность. Внутренний мир немного остывает, но порой за счет внешнего. Например, если человек не в силах сдерживать свою ярость, он может направить ее на вас. Он может грубо с вами обойтись - в полной уверенности, что вы сами во всем виноваты. Грубая выходка даст выход его ярости, но дорого обойдется вам. Особая трудность рубедо заключается в том, чтобы соединить и примирить опыт постижения так называемых внутреннего и внешнего миров. Для этого нужно не связывать движения внутреннего мира и одновременно правильно воспринимать и реагировать на образы внешнего мира. Тогда человек начинает творить, преодолевает разделение на внешнее и внутреннее, действие и созерцание. Активное воображение и творческое действие неразрывно сливаются" (с. 51-54).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

АЛХИМИЯ
(Alchemy; Alchemie). Юнг считал, что А., если смотреть на нее символическим, а не научным взором, можно рассматривать как предшественницу современных исследований бессознательного и, в частности, аналитического интереса к трансформации личности. Алхимики переводили свои внутренние состояния в материальные действия, и поскольку они выполняли самые разнообразные операции, то вместе с живым и глубоким эмоциональным переживанием приобретали и духовный опыт. Существенно то, что они не стремились отделить такой опыт от деятельности, и это тоже связывает их с позицией современной психологии, по крайней мере в ретроспективном смысле. Как в свое время в аналитической психологии и психоанализе, в средневековой алхимии видели разрушительную и тайную силу: ее живая и земная образность контрастировала со стилизованной и бесполой экспрессией средневекового христианства. Точно так же психоанализ заставил вздрогнуть викторианское самодовольство и ханжество. Насколько об этом известно сегодня, алхимики XV и XVI вв. имели две взаимосвязанные цели: а) изменить или трансформировать исходные неблагородные материалы в нечто более ценное — будь то повсеместно упоминаемое золото, или универсальный эликсир, или философский камень; б) трансформировать изначальную материю в дух, иначе освободить душу. И наоборот, делались попытки перевести то, что было в душе алхимика, в материальную форму — чему и служили его бессознательные проекции. Все вышеперечисленные разнообразные цели можно рассматривать как метафоры психологического роста и развития. Алхимик обычно тщательно выбирал элементы на основании схемы, организованной по принципу противоположностей, поскольку притяжение противоположностей вело к их дальнейшему соединению и в конечном счете к получению нового вещества, возникающего из первоначальных субстанций, но от них отличного. Только после многократных и многообразных химических соединений и перерождений появлялось на свет новое «чистое» вещество. Таких веществ в природе не существует, и это привело Юнга к мысли, что алхимию следует скорее рассматривать с символической точки зрения, а не считать ее, как это сейчас принято, псевдонаукой (см. СИМВОЛ). Последнее соображение особенно уместно применительно к алхимическим описаниям. Так, как и в наших сновидениях, мы можем видеть различные элементы-сюжеты, представляющие либо людей, либо животных, и так называемые химические процессы (алхимия оказалась также предшественницей современной химии), описанные в терминах и образах полового общения или других телесных функций. Например, комбинация из двух элементов может быть представлена мужской и женской фигурами, которые то совокупляются, то выступают как родители ребенка, то соединены в образе гермафродита или андрогина, двуполого существа. Мужское и женское, возможно, представлялось алхимикам наиболее фундаментальными противоположностями (или скорее наиболее фундаментальным проявлением существования психологических противоположностей). Так как результатом общения полов оказывается новое существо, произошедшее от родителей, но отличное от них, то можно видеть, что разные человеческие особи с их особым развитием используются как одна сущность символически применительно к внутрипсихическим процессам и путям развития отдельной личности. Однако не следует думать, что здесь пренебрегали межличностным фактором. Алхимик — обычно мужчина — работал совместно с другим человеком (иногда реальным, иногда воображаемым), в котором видел свою мистическую сестру, soror mystica (см. АНИМА). Роль «другого» в психологическом изменении сейчас хорошо известна. Приведем лишь два примера: это так наз. «стадия зеркала» Лакана (Lacan, 1949) и подчеркиваемое Уинникотом значение матери как зеркального отражения для постижения младенцем своей особенности и ценности (Winnicott, 1967). Здесь А. отказывается четко проводить разделение межличностного и внутрипсихического и оказывается метафорой, разъясняющей, как взаимоотношение с другим субъектом способствует внутреннему росту и как внутрипсихические процессы «обеспечивают горючим» личностные отношения. А. становится подходящей метафорой и когда мы рассматриваем взаимоотношения аналитика и пациента. Особое внимание Юнга к диалектическому процессу и проблеме взаимной трансформации может быть проиллюстрировано из алхимии (Собр. соч. Т. 16, «Психология переноса»). При переносе аналитик для пациента не только другая личность, но и проекция внутреннего содержания: родитель, проблема, потенция и т. п. Задача анализа — освободить «душу», т.е. потенцию, из ее телесной тюрьмы — невроза; то, что современный психотерапевт видит в человеческой психологии своего пациента, алхимик искал и находил в химических формах. «Личность — это специфическая комбинация плотного свинца с горючей агрессивной серой, очень горькой солью и летучей неуловимой ртутью» (Hillman, 1975, s. 186). Основная концепция А. состоит в разделении психики и материи. Степень, в какой такие психологические факторы, как смысл, цель, эмоции, можно рассматривать как действующие, работающие в естественном физическом мире, зависит от анализа проекций и варьирует соответственно контексту (см. ПСИХОИДНОЕ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; СИНХРОНИЯ; МИР ЕДИНЫЙ). Для некоторых интерес Юнга к А. может показаться делом сомнительным, а в чем-то и дискредитирующим его, а соотнесение им таких ключевых клинических понятий, как перенос, с алхимией и вовсе малопонятным. Но, не говоря уж о том, что это была своего рода эмоциональная поддержка (с алхимиками Юнг чувствовал некое духовное родство), А. дала Юнгу возможность проследить психологическое развитие и изменение, психологическое лечение и проблему повсеместного присутствия, вездесущности психологического в природе с единой, хотя и неустойчивой, подвижной точки отсчета, расположенной за пределами и медицины и религии. Сочинения Юнга усеяны упоминаниями об А., поэтому мы прилагаем краткий глоссарий вместе с размышлениями по поводу смысла некоторых терминов. Адепт (Adept). Алхимик, сознательный участник алхимического процесса; символ эго и аналитика. Алхимический сосуд (Vas). В анализе соответствует содержимому аналитического взаимоотношения. Брожение (Fennentatio). Стадия в алхимическом процессе, «варево» элементов. В анализе — эволюция переноса-контрпереноса. Иерогамия (Hierosgamos). Бук. «священный брак». Особая форма конъюнкции, когда ударение поставлено и на «священном», и на «браке»; следовательно, это связывание духовного с телесным. В первые века христианства, в его классическую эпоху, было принято говорить, что иерогамия существует между Христом и его Церковью и что она свершилась на брачном ложе креста. Конъюнкция (Coniunctio). Союз, связь. Соединение в алхимическом сосуде (vas) в корне отличных друг от друга элементов, первоначально туда помещенных. Применяя алхимическую метафору к анализу, можно отметить несколько различных видов конъюнкции: а) сознательное рабочее содружество, которое развивается между аналитиком и его аналитической «противоположностью» — пациентом; выработка совместной цели для анализа; б) конъюнкция между сознанием пациента и его бессознательным, поскольку пациент все больше и больше осознает себя; в) тот же процесс, относящийся к аналитику; г) растущая интеграция противоречивых, конфликтных тенденций в сфере бессознательного у пациента; д) тот же процесс, относящийся к аналитику; е) постепенное слияние того, что было всецело чувственным или материальным, с тем, что было полностью духовным. Это ведет к менее односторонней позиции. Ляпис (Lapis). Философский камень, цель алхимика. Иногда даже сами алхимики рассматривали камень как метафорическую цель. В анализе ляпис говорит о самореализации и индивидуации. Меркурий (Mercurius). Божественная способность принимать бесчисленные формы и все же оставаться самим собой; это как раз то, что требуется при психологическом изменении. В анализе Меркурий описан Юнгом как «третий участник союза» и его воинственная агрессивная сторона уравновешивается свойственной ему склонностью к изменению (Собр. соч. Т. 16. Парагр. 384). Для алхимиков важность Меркурия заключается в том, что он, в одно и то же время, проявлял себя порочным, злым, низменным, подлым, зловонным и все же оставался Богом откровения и инициации — воплощением конъюнкции (см. ТРИКСТЕР). Нигредо (Nigredo). Стадия в алхимическом процессе. Потемнение элементов, означающее, что должно произойти нечто существенное. В анализе может принимать форму депрессии, предшествующей дальнейшему продвижению или концу начального «медового» периода. В широком смысле относится к конфронтации с тенью. Оплодотворение (Impregnatio). Стадия алхимического процесса, в которой душа освобождается из своей телесной клетки и возносится на небеса. В анализе — это изменения, происходящие в пациенте, возможное появление «нового человека». Опус (Opus — работа, труд). Сам алхимический процесс и работа над ним. Также «труд жизни», т. е. индивидуация. Первичная материя (Prima materia; massa confusa). Исходные элементы в состоянии хаоса. Разложение (Pиtrifactio). Стадия в алхимическом процессе, когда разлагающиеся элементы начинают испускать пары, которые предвещают трансформацию (преображение). «Сестра» (Soroz). Реальная или символическая фигура, с которой связан адепт. В анализе эти роли исполняют пациент и аналитик. Трансмутация элементов (превращение). Центральная идея А. Заключается в том, что, видоизменяя элементы, можно получить новый продукт. См. ЭНЕРГИЯ. Умерщвление (Mortificatio). Стадия в алхимическом процессе, в которой исходные элементы «мертвы», т.е. уже не существуют в своих первоначальных формах. В анализе симптомы приобретают новый смысл, аналитическое взаимоотношение — новое значение.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
279.65 кб

СИРИЯ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ АЛХИМИЯ

Данилов Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются мотивы военной атаки, предпринятойСША, Великобританией и Францией по Сирии 14 апреля 2014 г. под предлогом ответа наприменение «режимом Асада» химического оружия в Восточной Гуте.
Читать PDF
270.85 кб

Алхимия как книга зеркал

С.М. Телегин
Статья посвящена анализу соотношения между алхимическим дискурсом и феноменологией зеркал.
Читать PDF
115.88 кб

Практика алхимии и актуальное искусство

Секацкий Александр Куприянович
Читать PDF
463.66 кб

Мистерия алхимии: критика М. Элиаде посредством традиционной интерпретации

Тишков Юрий Викторович
Представлено правильное осмысление древнего китайского алхимического текста династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Читать PDF
1.62 мб

В ПОИСКАХ "ЖЕНСКОЙ АЛХИМИИ": ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "НЮЙ ДАНЬ ХЭ БЯНЬ"

Белая Ирина Витальевна
Читать PDF
273.10 кб

От мифа алхимии к ньютоновской науке

Бельгибаева А. М.
Статья посвящена истории развития феномена алхимии, трансформации алхимических знаний в научные открытия И. Ньютона. В тексте дается характеристика основных типов алхимии, приводятся доказательства причастности И.
Читать PDF
5.08 мб

Tria prima в новоевропейской магико-алхимической традиции

Фиалко М. М.
Читать PDF
130.21 кб

2005. 01. 007. Обрист Б. Визуализация в средневековой алхимии. Obrist B. visualization in medieval a

Боброва Л. А., Богачев А. Г.
Читать PDF
282.03 кб

2013.04.004. МАНЧИЧ А. ОБ АЛХИМИИ КАК МЕТОДЕ ПЕРЕВОДА. МАНЧИЋ А. О АЛХЕМИJИ КАО ПРЕВОДИЛАЧКОJ МЕТОДИ

Цибизова И. М.
Читать PDF
143.65 кб

Ранние рецептурные сборники (VIII-XII вв. ), их место в истории и философии алхимии

Родиченков Ю.Ф.
В статье рассматриваются ранние трактаты, представляющие собой подборки рецептов, такие как «Compositiones ad ningenda musiva», «Mappae clavicula», «De coloribus et artibus Romanorum» и др.
Читать PDF
971.29 кб

Тексты по даосской алхимии для женщин из Собрания Хэ Лунсяна: опыт исторического анализа

Белая Ирина Витальевна
Статья посвящена исследованию сочинений из коллекции даосского деятеля начала XX в. Хэ Лунсяна «Собрание работ по женской алхимии» (Нюй дань хэ бянь).
Читать PDF
637.25 кб

Практическая духовность и духовная практика алхимии

Родиченков Юрий
В статье рассматриваются два аспекта алхимической философии духовный и практический; анализируются трактаты основных периодов западной алхимии, начиная с ранних греческих авторов и заканчивая алхимиками прошлого века.
Читать PDF
118.73 кб

«Числа как коды культуры» в повседневной жизни алхимиков

Ухарская Н.
Толкование чисел, еще до зарождения астрологии и геометрии, науки о числах, давало людям первые ответы на самые общие вопросы о мире, возникавшие перед ними.
Читать PDF
0.00 байт

Алхимические страницы в альбоме Виллара де Оннекура

Фуртай Франциска
В статье рассказано о страницах алхимической тематики, находящихся в памятнике готического искусства альбоме Виллара де Оннекура.
Читать PDF
440.49 кб

АЛХИМИЧЕСКИЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гудимова С.А.
В статье рассматривается отношение гуманистов Ренессанса к древним тайным знаниям и трансформация эзотерических идей в эпоху Возрождения.

Похожие термины:

  • АЛХИМИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ КЬЮГЛИ

    Разработана Кьюгли (Quigley D., 1984) и изложена в его руководстве к практическому применению, которое является учебником по А. г. К. при профессиональной подготовке гипнотерапевтов в США.Используется не