АЛХИМИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АЛХИМИЯ
br>Алхимия - это древняя химия, представляющая собой смешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и всобщих, наглядно-интуитивных, частью религиозных спекуляций о природе и человеке. В алхимии проецировали на неизвестные свойства материи различные символы, которые мы сейчас рассматриваем как содержания бессознательного. Исследуя неизвестную материю, алхимик пытался раскрыть "Божественную тайну", а в результате приходил к методам и путям изучения, похожим на используемые в современной психологии бессознательного. И эти методы и пути изучения имеют дело с неизвест ным объективным феноменом - бессознательным. С точки зрения духовной истории философскую алхимию Средневековья можно понимать как движение, имеющее свои истоки в бессознательном, движение, компенсаторное по отношению к христианству; ибо предмет алхимических медитаций и техник - царство природы и материи - в христианстве не нашел себе достойного места и адекватной оценки, а считался чем-то, что нужно преодолеть. Таким образом, алхимия является своего рода темным и примитивным отображением христианского мира образов и мыслей, как показывал Юнг в "Психологии и алхимии" с помощью аналогии между центральным представлением о "философском камне", "lapis", в алхимии и образом Христа в христианстве. Для языка алхимиков типичны символический образ и парадокс. Поэтому говорится, что камень является не камнем ( то есть, он одновременно представляет собой и духовно-религиозное понятие ), или что алхимический Меркурий, дух в материи, ускользает и исчезает подобно оленю, ибо он неуловим. "У него тысяча имен". Но ни одно из них не выражает его сущность полностью - как ни одно определение не в состоянии однозначно охватить сущность психического явления. 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

АЛХИМИЯ
(позднелат. аlchemia, alchimia, alchymia) — донаучное направление в химии. Существует несколько версий происхождения этого термина: от греч. cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов; от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Покровителем алхимии в Египте был бог Тот. В Античности функции Тота выполнял Гермес, и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса — отсюда выражение «герметически закрытый». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи астролога IV в. Юлия Фирмика. Важнейшей задачей алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до XVI в. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и, например, такие металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название «философского камня», «красного льва», «панацеи», «жизненного эликсира». Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, так называемый золотой напиток (эликсир жизни), должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. Греки были учителями арабов, давших алхимии имя. Запад воспринял алхимию от арабов в X в. С X по XVI в. алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке: Альберт Великий — создатель работы «О металлах и минералах». Р. Бэкон; оставивший потомству труды «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии»; А. де Вилланова, выдающийся врач, издавший более 20 алхимических трудов; Р. Луллий — автор 500 сочинений алхимического содержания. В начале XVI в. швейцарский врач Т. Парацельс утверждал, что истинная цель науки – не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных лекарственных препаратов. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, а также перегонные кубы. Достижения алхимиков Китая и Индии остались неизвестны в Европе. В России алхимия не была распространена вплоть до петровских реформ, почти все русские алхимики были иностранного происхождения. Самый знаменитый из них Я. Брюс (1670–1735) древнего шотландского рода, которого нередко называли предсказателем.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

АЛХИМИЯ
Alchemy; Alchemic) - в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности.
Алхимический процесс превращения исходных неблагородных металлов в нечто более ценное - философский камень, золото или универсальный эликсир жизни - можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития человека. Философский камень (lapis), например, выступает здесь как архетипическая Самость, регулирующий центр психического. В качестве примера других образов алхимии, используемых для описания психических процессов, воспользуемся фрагментом из переведенной на русский язык книги Роберта Боснака "В мире сновидений", в котором описываются три алхимических мира: черный, белый и красный:
"Черный образный мир в алхимии называется нигредо, его металл - свинец. Это мир, в котором темно, мрачно, жутко, страшно, отвратительно, уныло и тоскливо. Погружаясь в него, мы оказываемся на самом дне, в преисподней, лишенные своего "Я" и брошенные на произвол судьбы. В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся нескончаемость нигредо. Будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества. Жизненный ритм сбивается, сознание опустошается. В бездонной пропасти нигредо единственной реальностью для человека становится смерть. Белый мир называется альбедо, его металл - серебро. В кромешном мраке ночи восходит ночное светило, луна. Альбедо - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, покровитель воров и проводник душ умерших в царство теней. Безумные мысли и туманные намеки - Меркурий без устали будоражит воображение своими коварными уловками. А мир воображения - это зеркальное отражение без самого зеркала, мир отраженных образов. Переход из нигредо в альбедо так описан у Юнга:
"Неясность слегка рассеивается, как мрак ночи при появлении на небосклоне луны. Этот робкий свет относится к альбедо, лунному свету". Все, что раньше воспринималось буквально, становится в альбедо метафорой, отражаясь в пробуждающемся сознании кружащих в лунном свете мотыльков. Альбедо - царство поэтов, воров и безумцев, переход от кромешной ночи к яркому солнечному дню, мир поэтический и текучий, мир образного языка. Странное двусмысленное существование, в котором одно сомнение нанизывается на другое. Красный мир называется рубедо, его металл - золото, застывшее солнечное пламя. Жар солнца, основного источника жизни на земле, дающего силу всему живому, застывая, превращается в золото. Золото, по словам алхимиков, семя солнца, серебро - семя луны. В солнечном мире бесконечная борьба страстей рождает искры вдохновения. Солнце взращивает все формы, сокрытые в материнском лоне земли. При свете солнца царит ясность и определенность. Солнце покровительствует порядку и трезвому восприятию. Рубедо сопрягает мужское и женское начало, в нем находят выражение все формы отношений между полами, это мир либидо. Рубедо - арена противостояния и слияния, противоборства и соития. Владыка рубедо - могучий лев, покоряющий всех других существ. Рубедо зовет к действию, решительному и упорному, требует концентрации и дисциплины, вдохновляет героический мир беспримерных ратных подвигов. Если в нигредо царствует полная тьма, то в рубедо солнце находится в зените. В точке кипения все антагонистические вещества образуют новый сплав, новое качество, соединяется несоединимое. Определяющая характеристика рубедо - жар, поэтому в сосуде, в котором протекает процесс превращения, создается сильное давление. Это напоминает скороварку, но скороварка может не выдержать перегрузки, ее может разнести на мелкие куски от избыточного давления. Тогда процесс вновь вернется в нигредо, и все придется начинать сначала. Например, если любовь рождает необузданные страсти, отношения между любимыми - сосуд, в котором переплавляется любовь, - могут развалиться, не выдержав напора страстей. Чтобы избежать этой опасности, из скороварки нужно выпускать пар, нужно действовать. В таком действии мир ночных образов переплетается с полуденным миром, внутренние образы проецируются на внешнюю реальность. Внутренний мир немного остывает, но порой за счет внешнего. Например, если человек не в силах сдерживать свою ярость, он может направить ее на вас. Он может грубо с вами обойтись - в полной уверенности, что вы сами во всем виноваты. Грубая выходка даст выход его ярости, но дорого обойдется вам. Особая трудность рубедо заключается в том, чтобы соединить и примирить опыт постижения так называемых внутреннего и внешнего миров. Для этого нужно не связывать движения внутреннего мира и одновременно правильно воспринимать и реагировать на образы внешнего мира. Тогда человек начинает творить, преодолевает разделение на внешнее и внутреннее, действие и созерцание. Активное воображение и творческое действие неразрывно сливаются" (с. 51-54).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
279.65 кб

СИРИЯ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ АЛХИМИЯ

Данилов Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются мотивы военной атаки, предпринятойСША, Великобританией и Францией по Сирии 14 апреля 2014 г. под предлогом ответа наприменение «режимом Асада» химического оружия в Восточной Гуте.
Читать PDF
270.85 кб

Алхимия как книга зеркал

С.М. Телегин
Статья посвящена анализу соотношения между алхимическим дискурсом и феноменологией зеркал.
Читать PDF
115.88 кб

Практика алхимии и актуальное искусство

Секацкий Александр Куприянович
Читать PDF
463.66 кб

Мистерия алхимии: критика М. Элиаде посредством традиционной интерпретации

Тишков Юрий Викторович
Представлено правильное осмысление древнего китайского алхимического текста династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Читать PDF
1.62 мб

В ПОИСКАХ "ЖЕНСКОЙ АЛХИМИИ": ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "НЮЙ ДАНЬ ХЭ БЯНЬ"

Белая Ирина Витальевна
Читать PDF
273.10 кб

От мифа алхимии к ньютоновской науке

Бельгибаева А. М.
Статья посвящена истории развития феномена алхимии, трансформации алхимических знаний в научные открытия И. Ньютона. В тексте дается характеристика основных типов алхимии, приводятся доказательства причастности И.
Читать PDF
5.08 мб

Tria prima в новоевропейской магико-алхимической традиции

Фиалко М. М.
Читать PDF
130.21 кб

2005. 01. 007. Обрист Б. Визуализация в средневековой алхимии. Obrist B. visualization in medieval a

Боброва Л. А., Богачев А. Г.
Читать PDF
282.03 кб

2013.04.004. МАНЧИЧ А. ОБ АЛХИМИИ КАК МЕТОДЕ ПЕРЕВОДА. МАНЧИЋ А. О АЛХЕМИJИ КАО ПРЕВОДИЛАЧКОJ МЕТОДИ

Цибизова И. М.
Читать PDF
143.65 кб

Ранние рецептурные сборники (VIII-XII вв. ), их место в истории и философии алхимии

Родиченков Ю.Ф.
В статье рассматриваются ранние трактаты, представляющие собой подборки рецептов, такие как «Compositiones ad ningenda musiva», «Mappae clavicula», «De coloribus et artibus Romanorum» и др.
Читать PDF
971.29 кб

Тексты по даосской алхимии для женщин из Собрания Хэ Лунсяна: опыт исторического анализа

Белая Ирина Витальевна
Статья посвящена исследованию сочинений из коллекции даосского деятеля начала XX в. Хэ Лунсяна «Собрание работ по женской алхимии» (Нюй дань хэ бянь).
Читать PDF
637.25 кб

Практическая духовность и духовная практика алхимии

Родиченков Юрий
В статье рассматриваются два аспекта алхимической философии духовный и практический; анализируются трактаты основных периодов западной алхимии, начиная с ранних греческих авторов и заканчивая алхимиками прошлого века.
Читать PDF
118.73 кб

«Числа как коды культуры» в повседневной жизни алхимиков

Ухарская Н.
Толкование чисел, еще до зарождения астрологии и геометрии, науки о числах, давало людям первые ответы на самые общие вопросы о мире, возникавшие перед ними.
Читать PDF
0.00 байт

Алхимические страницы в альбоме Виллара де Оннекура

Фуртай Франциска
В статье рассказано о страницах алхимической тематики, находящихся в памятнике готического искусства альбоме Виллара де Оннекура.
Читать PDF
440.49 кб

АЛХИМИЧЕСКИЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гудимова С.А.
В статье рассматривается отношение гуманистов Ренессанса к древним тайным знаниям и трансформация эзотерических идей в эпоху Возрождения.

Похожие термины:

  • АЛХИМИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ КЬЮГЛИ

    Разработана Кьюгли (Quigley D., 1984) и изложена в его руководстве к практическому применению, которое является учебником по А. г. К. при профессиональной подготовке гипнотерапевтов в США.Используется не