Алгоритмизация учебного процесса это что такое Алгоритмизация учебного процесса: определение — Психология.НЭС
АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ НЕРАЗРЕШИМОСТЬ

Алгоритмизация учебного процесса

Найдено 1 определение:

Алгоритмизация учебного процесса

разработка алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). Алгоритм — одно из важнейших понятий информатики. Алгоритм — это точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций, приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Предписываемые операции должны быть доступны адресату. Они могут быть как элементарными (простейшими), так и сложными, основанными на элементарных. К алгоритмам предъявляются требования: определенности (конструктивности), т.е. однозначности предписываемых действий и операций; результативности, предполагающей, что при выполнении конечного числа операций, содержащихся в алгоритме, будет получен искомый результат; массовости, означающей, что алгоритм применим к решению целого класса задач. В процессе решения задачи по алгоритму всегда должны присутствовать: 1) само предписание, состоящее из указаний (команд) о выполнении действий или операций над определенными объектами и обычно фиксированное (в виде различных схем, слов, знаков) на тех или иных материальных носителях; 2) некоторая система-исполнитель (человек или машина), к которой эти указания адресованы и которая их выполняет; 3) объекты, на которые направлены действия или операции и которые под их воздействием преобразуются. В теорию и практику обучения понятие алгоритма вошло в конце 50-х гг. XX и. в связи с развитием программированного обучения (Б.Ф. Скиннер) и применением обучающих машин. В отечественной педагогической психологии проблемы А. у. п. интенсивно разрабатываются, начиная с 60-х гг. (Л.Н. Ланда, Л.М. Фридман и др.). Участие человека в учебном процессе накладывает ряд ограничений на использование алгоритмов. При создании алгоритма для ЭВМ составителю алгоритма точно известен набор доступных ей операций. Возможности человека определяются его предыдущим учебным опытом, творческими данными и др. индивидуальными факторами, которые полностью учесть практически невозможно. Поэтому при разработке алгоритмов для человека требования конструктивности и результативности алгоритмов выполняются в известном приближении. Алгоритмы, предназначенные для использования их человеком, иногда называют предписаниями. Возможность решения задач с помощью таких предписаний носит вероятностный характер. В учебном процессе всегда присутствуют два исполнителя (участника): учащийся и обучающий (преподаватель или машина). Поэтому различают алгоритмы для учащихся и алгоритмы для обучающих. В свою очередь, алгоритмы для учащихся делятся на две группы: I) Алгоритмы, связанные с изучаемым предметом и позволяющие решать задачи, характерные для этого предмета (примером такого алгоритма может служить алгоритм сложения двух чисел «столбиком»). Эти алгоритмы выступают как предмет усвоения, т.е. как то, чему должен научиться обучаемый. 2) Алгоритмы, которые предписывают учащемуся действия (операции), необходимые для усвоения как предметного материала, так и намеченных алгоритмов. Они могут быть названы алгоритмами усвоения (учения). Напр., учащемуся рекомендуется что-то повторить, установить связи между усваиваемым материалом, перейти от изображения его в наглядно-образной форме к речевой и т.д. Алгоритмы обучения, разрабатываемые для преподавателя, помогают ему решать различные виды педагогических задач: обеспечить усвоение учащимися определенных знаний,умений и сформировать их с заданной мерой обобщения, прочности и т.д. Разработка алгоритмов обучения базируется на учете закономерностей процесса усвоения, а также требований общей теории управления (обучение является частным случаем управления). Так, согласно закону интериоризации, в процессе усвоения знания и умения переходят из внешней, материальной формы в форму внутреннюю, мыслительную. Это предполагает: выявление состава формируемого умения и представление его учащимся во внешней, материальной или материализованной форме (в виде модели, схемы и т.д.); разработку предписания (алгоритма) по выполнению этого умения учащимися; обеспечение у учащегося необходимого уровня учебной мотивации; подбор системы задач, требующих применения этого умения в материализованной, внешнеречевой, умственной и др. формах; обеспечение контроля за действиями учащихся и необходимой коррекции этих действий и др. Алгоритмы деятельности преподавателя прежде всего помогают ему разрабатывать адекватные алгоритмы учения. По мере усвоения учеником и преподавателем предлагаемых предписаний алгоритмического типа последние предъявляются в сокращенном виде. Для учащегося последовательность первоначально предписываемых операций превращается в одно указание, которое на правах базисной операции входит в состав нового алгоритма. Аналогично последовательность указаний преподавателю по организации, напр., интериоризации формируемых знаний и умений может быть заменена одним указанием: «Организовать интериоризацию умения». Это означает, что при разработке предписаний для человека необходимо постоянно учитывать его предыдущий опыт. В этих алгоритмах сложность базисных операций непрестанно возрастает. В реальном учебном процессе указанные виды алгоритмов не всегда реализуются в полном объеме. Так, можно обучать алгоритмам, не используя алгоритма обучения; и наоборот, можно исходить из некоторого алгоритма обучения, но при этом не обучать алгоритмам. В случае использования автоматизированных обучающих систем компьютер реализует обучающую программу только алгоритмического типа, т.е. работая в соответствии с заложенными в него алгоритмом обучения. Эффективность учебного процесса существенно зависит от качества предписаний, используемых учащимся и учителем. Необходимо отобрать такие виды деятельности, которым целесообразно обучать с помощью предписаний алгоритмического типа, отдавая предпочтение при этом обобщенным видам деятельности, усвоение которых открывает учащемуся возможности для самостоятельной разработки алгоритмов по решению частных классов задач. Так, в геометрии при изучении афинных преобразований можно дать учащемуся предписание для получения каждого класса преобразований (осевая симметрия, поворот и т.д.) или дать одно обобщенное предписание, применимое во всех случаях: 1) укажите объект, относительно которого совершается преобразование; 2) выделите определяющие точки начального объекта; 3) укажите действия, с помощью которых можно совершить преобразования; 4) выберите действие, нужное для решения данной задачи; 5) совершите это действие; 6) укажите конечный объект преобразования; 7) сравните начальный и конечный объекты. В учебном процессе необходимо остаилять место для самостоятельного поиска учащимся не только алгоритмических, но и неалгоритмических способов решения задач. Следует, также иметь в виду, что не все способы решения задач могут быть алгоритмизированы. На основе современной теории обучения могут быть разработаны предписания, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решение по конкретным педагогическим проблемам. Во всех сферах деятельности обобщенные предписания позволяют человеку овладеть накопленными в обществе методами деятельности, в т.ч. мыслительной, что является необходимой предпосылкой его последующей эффективной творческой деятельности. Н. Ф. Талызина
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Алгоритмизация учебного процесса — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF

Разработка психодиагностического инструментария для мониторинга учебного процесса

Стадников Е.Н., Стадникова О.В., Стадникова Н.Е.
Скачать PDF

Кардио-респираторные функции в динамике мотивации достижения у студентов в ходе учебного процесса

Новикова А.П.
У студентов в течение учебного года исследована временная динамика уровня личностной детерминанты целенаправленного поведения мотивации достижения и кардио-респираторного сопровождения ее реализации в эмоционально напряженные периоды учебной деятельности. Показано, что в ходе учебного процесса реализация мотивации достижения у испытуемых со средним ее уровнем и невыраженным компонентом сопровождается десинхронизацией кардио-респираторных функций.
Скачать PDF

Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике учебного процесса

Воскобоев Александр Вячеславович
Социально-экономическая ситуация отражается на процессе формирования ценностных позиций учащегося в период ранней юности, которые деформируются и отчуждаются от того что позитивно оценивается обществом и государством, регрессируя три основных уровня в системе ценностных ориентаций: ценности идеалы; ценности свойства личности; ценностные способы поведения. Для предотвращения деформаций в ценностной сфере учащихся в период ранней юности должны быть разработаны технологии убеждающего воздействия, которые будут инициировать выведение усваиваемого содержания на уровень личностной ценности.
Скачать PDF

Факторы, определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в воен

Пашута Валерий Лукич, Курьянович Елена Николаевна
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе. К числу основных факторов, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе, авторы относят: неадекватность поведения курсантов; затруднения адаптации к учебной и повседневной деятельности; гипертрофированное стремление курсантов обратить на себя внимание. Выявленные факторы позволили определить направленность психокоррекционных мероприятий с курсантами и осуществить их с учетом специфики военно-физкультурного вуза. Повторное обследование военнослужащих, после психокоррекционных мероприятий, показало положительную динамику в состоянии их психофизиологической сферы. На уровне коррекции личностных свойств курсантов изменения были позитивные. Результаты показали обоснованность применяемых психокоррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Влияние мотивации на повышение эффективности учебного процесса в техническом вузе - национальном исс

Куприянычева Н. И., Куприянычева Э. Б., Сагдеева Г. С.
В статье рассматривается влияние мотивации на учебный процесс в условиях технического вуза. Установлено, что на эффективность учебного процесса влияют тип мотивации, ее сила, а также психолого-эмоциональный факторThe paper describes the impact of motivation on learning processes in Technical University. It is established that the effectiveness of the learning process influenced by the type of motivation and its strength, as well as psycho-emotional factor
Скачать PDF

Влияние эмоциональной сферы спортсменов на качество усвоения учебного материала. Оптимизация процесс

Воробец Т. В., Агафонова Т.С.
Ведущими компонентами воздействия эмоций на выполняемую человеком деятельность являются не эмоциональные реакции и состояния, а эмоциональные отношения к явлениям действительности. В статье показан спектр психофизиологических сложностей, отражающихся на качестве усвоения знаний учебного процесса. Даются психофизиологические показатели неготовности спортсмена к усвоению материала. Рассматриваются стили взаимоотношений с тренером. Сраниваются экспериментальные показатели темпераментальных особенностей; психоэмоциональной сферы, тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности спортсменов.
Скачать PDF

Содержание учебного процесса как семиотически неоднородный текст: взаимодействие схемы и фона

Абакумова Ирина Владимировна, Макарова Елена Александровна
На протяжении нескольких десятилетий когнитивные и смысловые компоненты сознания анализировались достаточно дискретно, но уже в целом ряде отечественных работ показана возможность интроекции этих подходов (А.Ю.Агафонов, В.Ф. Петренко). Сопоставление методологических основ когнитивизма и отечественных последователей А.Н. Леонтьева, показывает их общность, особенно в проблематике связанной с познанием текстовых компонентов культуры, с идеей опосредующей роли языка (категоризации) в структурировании сознания и бытия человека. Схема как паттерн психологического конструкта синтезирующего когнитивное и смысловое в единую архитектуру индивидуального сознания, в единое субъективное семантическое пространство, позволяет увидеть дидактический ракурс принятия учебного содержания учеником как семиотически неоднородного текста. Схема, синхронизируя внешнее и внутреннее поле познающего субъекта, выступает как универсальный остов, определяющий границы всех контуров психики, а значит, и интенции смыслообразования, развития сознания и самосознания.
Скачать PDF

Применение информационных технологий в образовании как средство совершенствования учебного процесса

Бойченко Ольга Владимировна, Нестеренко Ольга Владимировна
В статье представлена методика работы студентов с учебным материалом, рассмотрены способы взаимодействия студента с информационной системой, приведен анализ процесса обучения студентов. В информационной системе реализована методика обучения студентов, база данных изучаемых курсов, удобный графический интерфейс. В статье отображен факт необходимости разработки информационных систем и моделей при анализе обучения студентов.
Скачать PDF

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гаврюшенко Т.В.
В данной статье рассматриваются особенности и закономерности процессов запоминания и забывания учебного материала. Анализируются психологические и лингвистические трудности, возникающие в процессе учебной деятельности. Особое внимание уделяется интенсивным методам изучения иностранных языков, которые, в свою очередь, влияют на избирательность памяти.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF