АЛАЛИЯ
утрата человеком способности говорить.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Алалия
греч. - утрата способности речи (при органических поражениях) или отсутствие способности произносить членораздельные звуки, разговаривать - с детства.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
АЛАЛИЯ
Потеря способности говорить. Некоторые авторы применяют этот термин только в отношении функциональных нарушений, используя термин афазия для нарушений, имеющих органические причины; другие используют термин более широко, в отношении различных синдромов, возникших в результате психической, анатомической и/или мозговой патологии.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Алалия
Слухонемота» – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранении возможности умственного развития. Чаще всего причинами А. являются повреждения речевых зон коры головного мозга во время родов, кровоизлияния или травмы, перенесенные ребенком до наступления сенситивного периода для развития речи.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
АЛАЛИЯ
от греч. а- - отрицание и lalia - речь] - системное нару шение речи: отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормаль ном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органическо го поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитии ребенка. Различают две основные формы А.: А. моторную (экспрессивную) - недоразвитие активной речи и А. сенсорную (импрессивную) - недоразвитие понимания речи
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Алалия
а + греч. lalia - речь) - утрата развития способности говорить и понимать речь (Delius, 1757) Различают алалию экспрессивную (неспособность говорить) и алалию импрессивную (неспособность понимать речь). Наблюдается у детей, вызвана, предположительно, недоразвитием соответствующих речевых областей мозга вследствие пренатального и раннего постнатального их повреждения. Неспособность говорить из-за судорог речевой мускулатуры сюда не относится, ее обозначают термином афтензия.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АЛАЛИЯ
отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами алалии бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Различают алалии моторную и сенсорную. При моторной ребенок вообще не может говорить, при сенсорной он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления алалии речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
АЛАЛИЯ
от греч. a - отрицат. частица и lalia - говорю) - нейропсихологический симптом, описанный DELIUS в 1757 г. Характеризуется ОТСУТСТВИЕМ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕМ у детей РЕЧИ при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают МОТОРНУЮ алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и СЕНСОРНУЮ, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
АЛАЛИЯ
а + греч. lalia - речь) [Delius, 1757]. Отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. В зависимости от того, какая речь страдает - экспрессивная или импрессивная, различают А. моторную и сенсорную. Наблюдается в детском возрасте и обусловлена недоразвитием речевых областей коры больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном или раннем постнатальном периоде. При А. моторной дефектна или полностью отсутствует активная речь, понимание обращенной к больному речи не нарушено. В случаях А. сенсорной нарушено понимание речи при своевременном появлении речевой активности.
Син.: эфемия.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Алалия
(Alalia) (от греч. а - нет и lalia - говор, речь). Невозможность говорить, образовывать артикулированные звуки или понимать речь у детей с нормальным развитием слуха, без грубого нарушения интеллекта. Является результатом недоразвития речевого аппарата (рта, языка и др.), а также поражения центров Брока и Вернике, полученного внутриутробно или в раннем детстве (до развития речи).
А., моторная (Alalia motoria) (от лат. moveo - двигатель). Алалия с аграмматизмами, недостаточность речевой продукции или полное ее отсутствие при сохранном понимании речи.
А., сенсорная (Alalia sensoria) (от лат. sensus - ощущение). Алалия, выражающаяся в нарушении понимания речи при сохранной речевой активности.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Алалия
Словообразование. Происходит от греч. a - отрицательная частица + lalia - говорю.
Автор. Delius (1757 г.).
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.
Обусловливание. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга, которые могли произойти во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни.
Виды: - моторная алалия, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено;
- сенсорная алалия, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Алалия
а + греч. lalia - речь) - отсутствие или нарушение развития речи при сохранении слуха и интеллекта (Delius, 1757). Различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) форму алалии, когда страдают соответственно способность говорить и способность понимать речь. Расстройство наблюдается в детском возрасте. Оно связано, предположительно, с недоразвитием речевых областей коры мозга либо с внутриутробным их повреждением. Некоторые авторы используют данный термин для обозначения только функциональных нарушений речи, в отличие от афазии (см.); другие авторы - более широко, понимая под алалией различные синдромы речевой патологии, возникающие в результате психического, анатомического и/или мозгового расстройства в детском и более позднем возрасте. Синоним: Афемия (греч. а – приставка отрицания + phemi - говорю).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АЛАЛИЯ
(от греч. аlalia - речь) - отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. Наблюдается в детском возрасте и обусловлена недоразвитием речевых областей коры больших полушарий головного мозга или их поражением в перинатальном или раннем постнатальном периодах развития. При моторной А. дефектна или полностью отсутствует активная речь, но понимание ее не нарушено. При сенсорной А. ребенок не понимает обращенной к нему речи при своевременном появлении речевой активности. В случаях легкой А. могут наблюдаться зачатки речи с ограниченным запасом слов, такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. В тяжелых случаях А. речь либо отсутствует полностью, либо существует в виде лепета. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
АЛАЛИЯ
от греч. а - отрицат. частица + lalew - говорю) - "слухонемота" - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различают А. моторную и сенсорную. При моторной А. ребенок вообще не может говорить, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления А. речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета. В легких случаях проявления А. наблюдаются зачатки речи с ограниченным запасом слов, аграмматизмами; такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий. (Т. В. Ахутина.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Алалия
a + lalia по греч. – речь). Отсутствие речи или ее грубые нарушения, отмечающиеся с детского возраста при нормальном слухе и интеллектуальном развитии, обусловленные отставанием в формировании речевых зон коры больших полушарий или их поражением во внутриутробном периоде, во время родов или же в первые годы жизни, когда речь ребенка еще не сформировалась. Ее варианты: а) моторная А.: лепетная речь с запоздалым (к 5 годам) усвоением речевых элементов, искажением грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, перестановкой слов при достаточном понимании чужой речи, адекватности мимики и жестов; 2) сенсорная А.: отставание в усвоении фонетики речи при сохранности мелодии интонаций, частичное или полное отсутствие понимания чужой речи, контроля с помощью слуха собственной речевой продукцией; 3) тотальная, или моторно-сенсорная А.: речевая инактивность, бедность собственной речи, недостаточное понимание обращенной речи, в собственной речи обилие литеральных и вербальных парафазий, делающее ее непонятной для окружающих. Необходимо дифференцировать алалию с анартрией, дизартрией, исключить глухоту и олигофрению (см.).
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
АЛАЛИЯ
(от греч. а приставка со значением отрицания и lalia – речь) – отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетикофонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразвития или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга.
Различают моторную и сенсорную А. (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма – сенсомоторная А.). Моторная А. характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее понимании. При сенсорной А. отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею.
При А. ограничение речевого общения приводит к вторичному недоразвитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Постановка диагноза требует разграничения А. и вторичных речевых нарушений при умственной отсталости и дефектах слуха. Коррекционное обучение при А. осуществляется преимущественно в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
Алалия
(от греч. а — отрицат. частица, lalia — «речь») — полное отсутствие или сильное недоразвитие речи у детей. А. обусловлена органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившим в доречевой период развития (до 2—3 лет). Причинами А. могут быть различные патологии беременности, родов, черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания головного мозга.
Различают А. моторную (экспрессивную), сенсорную, сенсомоторную. При моторной А. ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, но собственная у него не развивается. В тяжелых случаях он не может повторить за взрослым ни одного гласного звука.
При сенсорной А. в первую очередь страдает понимание речи, так как не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых слов. Характерна также повышенная речевая активность при пониженном внимании к речи окружающих.
При сенсорно-моторной А. нарушены и «говорение» и понимание речи.
У детей с А. интеллект изначально сохранен, однако формируется вторичная задержка умственного развития, вызванная их речевой неполноценностью. Кроме того, А. сопровождается различными психоневрологическими симптомами — общей двигательной неловкостью, расторможенностью, возбудимостью, утомляемостью, капризностью и др.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007