АЛАЛИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЛАЛИЯ
утрата человеком способности говорить.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Алалия
греч. - утрата способности речи (при органических поражениях) или отсутствие способности произносить членораздельные звуки, разговаривать - с детства.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

АЛАЛИЯ
Потеря способности говорить. Некоторые авторы применяют этот термин только в отношении функциональных нарушений, используя термин афазия для нарушений, имеющих органические причины; другие используют термин более широко, в отношении различных синдромов, возникших в результате психической, анатомической и/или мозговой патологии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Алалия
Слухонемота» – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранении возможности умственного развития. Чаще всего причинами А. являются повреждения речевых зон коры головного мозга во время родов, кровоизлияния или травмы, перенесенные ребенком до наступления сенситивного периода для развития речи.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

АЛАЛИЯ
от греч. а- - отрицание и lalia - речь] - системное нару шение речи: отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормаль ном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органическо го поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитии ребенка. Различают две основные формы А.: А. моторную (экспрессивную) - недоразвитие активной речи и А. сенсорную (импрессивную) - недоразвитие понимания речи

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Алалия
а + греч. lalia - речь) - утрата развития способности говорить и понимать речь (Delius, 1757) Различают алалию экспрессивную (неспособность говорить) и алалию импрессивную (неспособность понимать речь). Наблюдается у детей, вызвана, предположительно, недоразвитием соответствующих речевых областей мозга вследствие пренатального и раннего постнатального их повреждения. Неспособность говорить из-за судорог речевой мускулатуры сюда не относится, ее обозначают термином афтензия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АЛАЛИЯ
отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами алалии бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Различают алалии моторную и сенсорную. При моторной ребенок вообще не может говорить, при сенсорной он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления алалии речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

АЛАЛИЯ
от греч. a - отрицат. частица и lalia - говорю) - нейропсихологический симптом, описанный DELIUS в 1757 г. Характеризуется ОТСУТСТВИЕМ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕМ у детей РЕЧИ при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают МОТОРНУЮ алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и СЕНСОРНУЮ, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

АЛАЛИЯ
а + греч. lalia - речь) [Delius, 1757]. Отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. В зависимости от того, какая речь страдает - экспрессивная или импрессивная, различают А. моторную и сенсорную. Наблюдается в детском возрасте и обусловлена недоразвитием речевых областей коры больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном или раннем постнатальном периоде. При А. моторной дефектна или полностью отсутствует активная речь, понимание обращенной к больному речи не нарушено. В случаях А. сенсорной нарушено понимание речи при своевременном появлении речевой активности.
Син.: эфемия.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Алалия
(Alalia) (от греч. а - нет и lalia - говор, речь). Невозможность говорить, образовывать артикулированные звуки или понимать речь у детей с нормальным развитием слуха, без грубого нарушения интеллекта. Является результатом недоразвития речевого аппарата (рта, языка и др.), а также поражения центров Брока и Вернике, полученного внутриутробно или в раннем детстве (до развития речи).
А., моторная (Alalia motoria) (от лат. moveo - двигатель). Алалия с аграмматизмами, недостаточность речевой продукции или полное ее отсутствие при сохранном понимании речи.
А., сенсорная (Alalia sensoria) (от лат. sensus - ощущение). Алалия, выражающаяся в нарушении понимания речи при сохранной речевой активности.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Алалия
Словообразование. Происходит от греч. a - отрицательная частица + lalia - говорю.
Автор. Delius (1757 г.).
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.
Обусловливание. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга, которые могли произойти во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни.
Виды: - моторная алалия, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено;
- сенсорная алалия, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Алалия
а + греч. lalia - речь) - отсутствие или нарушение развития речи при сохранении слуха и интеллекта (Delius, 1757). Различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) форму алалии, когда страдают соответственно способность говорить и способность понимать речь. Расстройство наблюдается в детском возрасте. Оно связано, предположительно, с недоразвитием речевых областей коры мозга либо с внутриутробным их повреждением. Некоторые авторы используют данный термин для обозначения только функциональных нарушений речи, в отличие от афазии (см.); другие авторы - более широко, понимая под алалией различные синдромы речевой патологии, возникающие в результате психического, анатомического и/или мозгового расстройства в детском и более позднем возрасте. Синоним: Афемия (греч. а – приставка отрицания + phemi - говорю).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АЛАЛИЯ
(от греч. аlalia - речь) - отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. Наблюдается в детском возрасте и обусловлена недоразвитием речевых областей коры больших полушарий головного мозга или их поражением в перинатальном или раннем постнатальном периодах развития. При моторной А. дефектна или полностью отсутствует активная речь, но понимание ее не нарушено. При сенсорной А. ребенок не понимает обращенной к нему речи при своевременном появлении речевой активности. В случаях легкой А. могут наблюдаться зачатки речи с ограниченным запасом слов, такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. В тяжелых случаях А. речь либо отсутствует полностью, либо существует в виде лепета. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

АЛАЛИЯ
от греч. а - отрицат. частица + lalew - говорю) - "слухонемота" - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различают А. моторную и сенсорную. При моторной А. ребенок вообще не может говорить, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления А. речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета. В легких случаях проявления А. наблюдаются зачатки речи с ограниченным запасом слов, аграмматизмами; такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий. (Т. В. Ахутина.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Алалия
a + lalia по греч. – речь). Отсутствие речи или ее грубые нарушения, отмечающиеся с детского возраста при нормальном слухе и интеллектуальном развитии, обусловленные отставанием в формировании речевых зон коры больших полушарий или их поражением во внутриутробном периоде, во время родов или же в первые годы жизни, когда речь ребенка еще не сформировалась. Ее варианты: а) моторная А.: лепетная речь с запоздалым (к 5 годам) усвоением речевых элементов, искажением грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, перестановкой слов при достаточном понимании чужой речи, адекватности мимики и жестов; 2) сенсорная А.: отставание в усвоении фонетики речи при сохранности мелодии интонаций, частичное или полное отсутствие понимания чужой речи, контроля с помощью слуха собственной речевой продукцией; 3) тотальная, или моторно-сенсорная А.: речевая инактивность, бедность собственной речи, недостаточное понимание обращенной речи, в собственной речи обилие литеральных и вербальных парафазий, делающее ее непонятной для окружающих. Необходимо дифференцировать алалию с анартрией, дизартрией, исключить глухоту и олигофрению (см.).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

АЛАЛИЯ
(от греч. а приставка со значением отрицания и lalia – речь) – отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетикофонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразвития или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга.
Различают моторную и сенсорную А. (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма – сенсомоторная А.). Моторная А. характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее понимании. При сенсорной А. отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею.
При А. ограничение речевого общения приводит к вторичному недоразвитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Постановка диагноза требует разграничения А. и вторичных речевых нарушений при умственной отсталости и дефектах слуха. Коррекционное обучение при А. осуществляется преимущественно в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Алалия
(от греч. а — отрицат. частица, lalia — «речь») — полное отсутствие или сильное недоразвитие речи у детей. А. обусловлена органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившим в доречевой период развития (до 2—3 лет). Причинами А. могут быть различные патологии беременности, родов, черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания головного мозга.
Различают А. моторную (экспрессивную), сенсорную, сенсомоторную. При моторной А. ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, но собственная у него не развивается. В тяжелых случаях он не может повторить за взрослым ни одного гласного звука.
При сенсорной А. в первую очередь страдает понимание речи, так как не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых слов. Характерна также повышенная речевая активность при пониженном внимании к речи окружающих.
При сенсорно-моторной А. нарушены и «говорение» и понимание речи.
У детей с А. интеллект изначально сохранен, однако формируется вторичная задержка умственного развития, вызванная их речевой неполноценностью. Кроме того, А. сопровождается различными психоневрологическими симптомами — общей двигательной неловкостью, расторможенностью, возбудимостью, утомляемостью, капризностью и др.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
840.15 кб

Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции

Белоусова М.В., Меркулова В.А.
Статья посвящена одной из форм системного речевого недоразвития, которая характеризуется первичным нарушением формирования импрессивной речи и диагностируется у детей раннего возраста сенсорной алалии.
Читать PDF
283.13 кб

Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики

Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В.
Алалия – нарушение речи при нормальном слухе и интеллекте, развивающееся на фоне органического поражения мозга в период до 3-го года жизни.
Читать PDF
356.98 кб

Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием.
Читать PDF
59.35 кб

Изучение особенностей интеллектуального развития у детей с речевой патологией на примере алалии

Барабанов Р. Е.
Читать PDF
327.16 кб

Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду гов

А.А. Жеребцова
Читать PDF
324.18 кб

Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией

Лынская М. И.
В статье раскрываются некоторые механизмы диагностики и коррекции алалии с позиций психофизиологического и психолингвистического подходов.
Читать PDF
326.93 кб

Разработка дифференциальных условий обучения и воспитания детей с алалией

Артемова Ева Эдуардовна, Малахова Ирина Викторовна
Статья посвящена проблеме разработки дифференциальных условий обучения детей с алалией. В основу дифференциации положен принцип учета ведущей сенсорной модальности ребенка. Приведены различные приемы работы с неговорящими детьми.
Читать PDF
246.90 кб

Практические рекомендации пo составлению адаптированных текстов для детей с моторной алалией

Карапетян Сирануш Геворковна
В статье представлены практические рекомендации по составлению и подбору текстов для детей с моторной алалией. Представлены методические рекомендации для повышения эффективности логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Читать PDF
1.18 мб

Особенности коррекционной работы с дошкольниками с моторной алалией после кохлеарной имплантации

Непомнящих Оксана Игоревна
В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией после кохлеарной имплантации. Описывается практический опыт работы с данной группой детей.
Читать PDF
552.11 кб

Формирование языкового механизма у детей с экспрессивной (моторной) алалией через коммуникативные си

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией.
Читать PDF
191.62 кб

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией

З. А. Репина, Ё. С. Щербакова
Представлен анализ результатов экспериментального исследования сформированное™ психологической базы речи, моторной сферы, артикуляционных предпосылок к формированию речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Читать PDF
887.21 кб

Исследование патогенетических механизмов алалии

Лукашевич Ирина Павловна, Парцалис Елена Михайловна, Перемячкина Светлана Юрьевна, Попова Софья Михайловна, Шкловский Study Of Виктор Маркович
Обследованы 46 детей в возрасте от 3 до 5,5 лет с алалией.
Читать PDF
413.32 кб

Лечебно-педагогическая коррекция моторной алалии при спастических формах детского церебрального пара

Левченкова Вера Дмитриевна, Матвеева Ирина Антоновна, Павловская Надежда Тихоновна, Политова Ирина Яковлевна, Семенова Ксения Александровна
Изучена моторная алалия у 32 детей 5-7 лет со спастическими формами детского церебрального паралича (у 24 в форме спастической диплегии, у 8 с гемипаретической формой).
Читать PDF
4.73 мб

Индивидуализация содержания логопедической работы при моторной алалии с учетом неречевых нарушений

Мустаева Елена Рафаэльевна
В статье представлены результаты изучения речевого, моторного и когнитивного развития детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи на фоне моторной алалии в условиях дошкольных образовательных учреждений компенсирующег
Читать PDF
566.36 кб

Преодоление экспрессивной алалии у детей на начальном этапе логопедической работы

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием.

Похожие термины:

  • АЛАЛИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ

    от фр. expressif, лат. expression - выражение, высказывание]- см.Алалия моторная
  • АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ

    от лат. motor - приводящий в движение] недоразвитие экспрессивной речи, проявляющееся затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем зыка, обу словленное поражением коркового к