АЛЬ-ФАРАБИ АБУ–НАСР МУХАММЕД

Найдено 1 определение
АЛЬ-ФАРАБИ АБУ–НАСР МУХАММЕД
870-950) Ученый-энциклопедист, глубокий мыслитель, чьи философские труды надолго определили собой развитие всей философской, педагогической мысли арабоязычного мира и оказали влияние на формирование общей культуры средневековой Европы. Родился в городе Фараб (Отрар) в 870 г. н.э. Получил образование в Халабе и Багдаде, затем переселился в Сирию. Пожалуй, не было такой отрасли знаний, в которая не привлекала бы Абу-Насра. Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль-Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина, психология и педагогика, философия и право – таков перечень его интересов. Многие годы жизни он провел в Багдаде, являющимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания. Именно здесь ему был присвоен титул «Муалим ассана» – «Второй учитель». Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся ввиду Аристотель. Последние годы своей жизни он провел в Алепо и Дамаске. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами. Он был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культуры. Аль-Фараби был не просто ученым-гуманистом, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в «Слове о классификации наук», Аль-Фараби мыслил как реформатор педагогики стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности. Большое значение он придавал нравственному воспитанию личности. Он считал, что высокий нравственный облик общества является условием его процветания. Значительный интерес представляет для нас его педагогическая деятельность и суждения о том, каким должен быть учитель-наставник. Важны для преподавателя такие черты характера, как справедливость, требовательность, внимательность, педагогический такт, сила воли, выдержка и т.п. По Аль-Фараби нормы поведения преподавателя заключаются в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против своего наставника, а потворство приводит к неуважению его персоны. Ученый занимался и вопросами дидактики. В своих работах он придает большое значение дидактическим принципам наглядности, научности и последовательности. Он сделал попытку дать научное определение понятию «обучение». Его перу принадлежит «Большой трактат о музыке», в котором глубоко и всесторонне рассматривались вопросы эстетического воспитания, акустики, инструменталистки, педагогики, а также психологии восприятия музыки. Аль-Фараби известен и как педагог-методист. Особое место в его педагогическом наследии занимает «Математический трактат», в котором он выступает как блестящий методист, показывая методы решения геометрических задач. Он, в частности, предложил оригинальный способ построения параболы, дал новое наглядное доказательство теоремы Пифагора. Его книга «Классификация наук» – самая выдающаяся произведение его эпохи. В своей классификации он педагогическую науку относит к гражданским наукам, а знание и воспитание он считает частью этой науки. Особое внимание он уделяет трудовому воспитанию, по его утверждению, в ходе трудовой деятельности личность достигает гражданской высоты. В процессе воспитания Аль-Фараби выдвигает методы воспитания: «жесткий метод» и «мягкий метод». Он требует в процессе воспитания сочетать эти методы. По утверждению ученого-гуманиста «жесткий метод» – наказание, а «мягкий метод» – поощрение. Впервые Аль-Фараби выдвинул методы педагогического воздействия, доказал их пользу и применение. Аль-Фараби – это человек, посвятивший жизнь объединению людей для которого не существовало ничего кроме разума, кроме знаний, кроме жажды познания. Его учение об обучении и связи обучения с наукой – является основной теорией педагогического процесса. Оставил потомкам огромное научное наследие. Известно более 150 трактатов почти по всем областям науки. Современные ученые отмечают, что более 100 его произведений имеется на арабском языке и около 100 на других языках мира.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент