Активное исследование это что такое Активное исследование: определение — Психология.НЭС
АКТИВНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ Активное наблюдение

Активное исследование

Найдено 2 определения термина Активное исследование

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Активное исследование

action research) Следует различать три значения термина А. и.: 1) диагностическое исслед., связанное с определенным текущим аспектом к.-л. актуального процесса (точнее, его последствиями), напр. отчужденность об-ва, организационная мораль или групповая продуктивность; 2) процедура сбора данных от участников нек-рой групповой системы и последующее предоставление этим участникам обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы; 3) процедура, в которой участники некрой соц. системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности. Диагностическое исследование текущей деятельности В соц. работе исследователей общественных орг-ций принято проводить опросы по нек-рым аспектам жизни об-ва и сообщать полученные результаты, а иногда и рекомендации общественным лидерам или руководителям орг-ций. Консультанты в сфере бизнеса часто проводят исслед. морального климата в орг-ции или продуктивности и представляют результаты и рекомендации высшему руководству компании. В исслед. такого рода не предусматривается предоставление обратной связи о полученных результатах работникам данной системы. Как правило, эти данные оформляются в виде письменных отчетов, представляемых высшему руководителю, председателю правления или к.-л. иному руководителю, к-рому подотчетны данные исследователи. После основания в 1945 г. при Массачусетском технологическом ин-те (МТИ) Центра изучения групповой динамики (Research Center for Groups Dynamics) Курт Левин и его сподвижники концептуализировали и операционализировали два других значения А. и. В то время существовал огромный интеллектуальный и практический интерес к процессам обратной связи. Норберт Винер, профессор МТИ, разработал свою систему кибернетики. Активно проводились исслед. в области разработки управляемых ракет с использованием принципов обратной связи для корректировки наведения на цель. Левин увидел потенциальную возможность применения этих технологических разработок в областях соц. исслед. и соц. воздействия. Эта возможность была реализована в форме тщательно спланированного вмешательства, вызывающего изменение аттитюда через обратную связь от получаемой информ. В тот же период возникло еще одно, даже более влиятельное, движение Т-групп, или тренинговых групп, изобретенных в Национальной тренинговой лаборатории группового развития (National Training Laboratory for Group Development) в Бетеле (штат Мэн). Вместе со своими сотрудниками Брэдфордом, Бенном и Липпиттом Левин разработал процедуру обеспечения групп наблюдателем группового процесса, отвечавшим за предоставление членам группы данных о себе в ходе изучения ими процессов, происходящих в собственной группе, и влиявшим на их развитие в таких областях, как лидерство, принятие решений, выявление скрытых проблем, налаживание коммуникации, совершенствование постановки целей и т. д. На весь период работы каждая группа обеспечивалась 2 наблюдателями. Один из них являлся наблюдателем-исследователем, к-рый был подотчетен и нес ответственность перед руководителем проекта и занимался в основном фундаментальными исслед. группового процесса, а другой яв-ся наблюдателем группового процесса, был подотчетен группе, собирал данные и сообщал результаты только самой группе. Эта концептуализация и исследовательские отчеты, свидетельствовавшие о значимости такого типа обратной связи, привели к разработке программы организационного вмешательства через каналы обратной связи и исслед., проводившимся Флойдом Манном и др. в Мичиганском ун-те под руководством Ренсиса Лайкерта. В ходе этих экспериментов проводились опросы в отношении морального климата в группе и группового функционирования, после чего подразделения компании получали избирательную обратную связь по полученным результатам с привлечением для этой цели специально подготовленных руководителей дискуссий, оказывавших помощь в разраб. интерпретаций, итогов и планов по улучшению существующей ситуации. Вовлечение группы в процесс сбора данных и осуществление обратной связи Соц. исследователи, проявляющие повышенный интерес к созданию условий для личностных и соц. изменений в результате сбора данных и обратной связи, обнаружили 3 преимущества вовлечения самих членов группы в процессы сбора данных и обратной связи. Во-первых, чем больше люди вовлекаются в процесс планирования и сбора данных, тем больше они испытывают свою психол. причастность к этим фактам и тем больше воспринимают их надежность и релевантность при последующем вмешательстве с целью изменений. Во-вторых, процесс сбора данных, предусматривающий добровольное участие членов группы, оказывается более экономичным. В-третьих, обучение членов группы проведению самостоятельного научного исслед. развивает у них определенную внутреннюю способность к исслед. и саморазвитию, которая продолжает функционировать в качестве внутреннего ресурса этой группы после прекращения действия внешних исследовательских ресурсов. Во многих Т-группах и других типах рабочих групп внешнего наблюдателя группового процесса сменяет наблюдатель процесса, поочередно выбираемый из состава группы путем ротации. Обычно, для того чтобы сформировать у группы и ее членов этот тип компетентности, проводится первоначальное консультирование по процедурам группового наблюдения и техникам обратной связи, после чего группа начинает сама обеспечивать себя ресурсами по сбору данных и обратной связи в качестве составной части текущей жизни данной группы. В свою очередь, в исслед. аттитюдов и ожиданий родителей, учеников и учителей формируются 3 исследовательские команды добровольцев, к-рые обучаются проводить опросы: команда учителей, команда родителей и команда уч-ся. Эти команды добровольцев не только осуществляют эффективный сбор данных, но и принимают вместе с исследователем участие в анализе результатов опросов и подготовке планируемой обратной связи. Но что самое важное, команды родителей, уч-ся и учителей проводят сессии обратной связи во всех школах, представляя полученные результаты опросов и руководя дискуссиями по поводу значения этих результатов в деле улучшения взаимоотношений между родителями, учителями и уч-ся. Последующая проверка указывает на значительное положительное влияние такого рода процедуры А. и. на ситуацию. Применительно к крупному сообществу одно из таких исслед. было нацелено на то, каким образом осуществляется развитие, образование и воспитание детей и молодежи во всех частях этого сообщества. Для этого потребовались интенсивные интервью с большими выборками из примерно 800 лиц взрослого, юношеского и детского возраста. В течение 3 недель были отобраны 300 добровольцев-интервьюеров от всех возрастных уровней, обоих полов и существующих расовых и этнических групп. В рамках интенсивной 3-часовой обучающей сессии с использованием ролевых игр эти добровольцы прошли курс подготовки по планированию интервью и предупреждению распространенных ошибок при его самостоятельном проведении. После этого они провели по одному пробному интервью и через неделю приняли участие во второй обучающей сессии. Все запланированные в исслед. интервью были проведены в 3-недельный срок с респондентами, интервьюируемыми лицами того же самого возраста, пола и расовой или этнической принадлежности. Обработка этих интервью, осуществлявшаяся в университетском исследовательском центре, показала, что полученные с их помощью данные не уступали по качеству данным интервью, проводимым членами профессиональных команд интервьюеров из гос. агентств. По результатам этого исслед. были проведены несколько типов сессий обратной связи. Результаты интервьюирования "принадлежали" самому данному сообществу и обладали надежностью и достоверностью. В рамках серии из 6 последовательных встреч были отобраны 75 влиятельных лидеров данного сообщества, в наибольшей степени интересующихся проблемами воспитания детей и молодежи. Они приняли участие в серии из 6 сессий, посвященных анализу итогов исслед. и планированию корректирующих мероприятий, предусматривающих проведение совместных акций. Наряду с этим были также проведены открытые сессии для всех участников исслед. и для др. жителей района. Представляется очевидным, что А. и. в его третьем значении - наиболее совершенно и успешно в обеспечении эффективной связи между выявлением фактов и их использованием, что, по существу, яв-ся первичной и основной целью А. и. См. также Теория коммуникации, Методы эмпирического исследования, Полевые исследования, Методология (научных) исследований Р. Липпитт
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Активное исследование

action research) - термин используют в трех значениях: а) диагностическое исследование; б) процедура отбора данных от участников некоторой групповой системы и последующее представление этим участникам обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы; в) процедура, в которой участники некоторой социальной системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Активное исследование — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование активности младших школьников в процессе интеллектуальной деятельности

Масленников В.А.
В статье приводятся результаты диагностики интеллектуальной активности младших школьников. Автором установлено, что в ситуации неуспеха диагностика менее информативна, чем в ситуациях успеха или в ситуациях переменного успеха и неуспеха. Выявлено, что ситуативная интеллектуальная активность детей в значительной мере зависит от их самооценки успешности выполнения предложенных интеллектуальных заданий.
Скачать PDF

Метод выборочного опыта в исследовании активности студентов

Попов Алексей Юрьевич, Волочков Андрей Александрович
В статье обосновывается возможность применения метода выборочного опыта, предложенного М.Чиксентмихайли, для исследования соответствия самооценочных опросников и реального поведения респондентов. Применение метода продемонстрировано на примере исследования активности студентов.
Скачать PDF

Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности

Гунзунова Балъжима Анатольевна
В статье дан аналитический обзор основных научных подходов к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности. Показано развитие представлений об осознанной саморегуляции, общие закономерности регуляторных процессов, психологические механизмы организации отдельных функций саморегуляции. Утверждается значимость вопроса изучения стиля саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности.
Скачать PDF

Профессиональные аспекты коммуникативной активности в интегральном исследовании индивидуальности чел

Васюра Светлана Александровна
Выявлены особенности коммуникативной активности специалистов социально-культурного сервиса и туризма на разных этапах профессионального становления. Рассматриваются результаты исследования коммуникативной активности представителей разных профессиональных групп, относящихся к типу «человек человек» и «человек знак». Установлено сходство и различие в структуре коммуникативной активности представителей этих групп. Исследование проведено с позиций теории интегральной индивидуальности человека.
Скачать PDF

Исследование стилей активности субъекта учебно-профессиональной деятельности

Чистилин Андрей Николаевич
Скачать PDF

Социально-психологическое исследование субъектной составляющей учебной активности студентов техничес

Кашкурцева А.П.
Анализируются теоретические положения концепции субъекта и субъектности в отечественной психологии и их приложения в системе высшего образования. В исследовании рассматривается специфика субъектной составляющей учебной активности студентов технических вузов.
Скачать PDF

Законы диалектической активности как методологические основания психологического исследования личнос

Аминов Уллубий Камильевич, Аминова Дженнет Камильевна
В статье делается анализ методологических приемов, оснований и концепции, составляющих принципиальную основу для психологического исследования движущих сил развития и поведения личности. Основным объектом внимания авторов выступают диалектические законы организации психических явлений.
Скачать PDF

Методологические проблемы исследования электоральной активности

Мазилов Владимир Александрович
В работе анализируются современные подходы к исследованию электоральной включенности и электоральной активности. Утверждается, что в современных условиях важны именно методологические аспекты. Эффективной может быть только та психологически ориентированная модель, которая использует психологические механизмы, психологические законы, фундаментальное психологическое знание.
Скачать PDF

Баланс тенденций активности менеджеров: факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Дмитриева Юлия Александровна
На основе анализа результатов исследований инновационного лидерства менеджеров обсуждается проблема соотношения двух тенденций их активности на интраи интериндивидных уровнях изучения активности субъектов, баланса инновационной и стабилизирующей активности. Представлены данные факторно-аналитического исследования этих тенденций активности, рассматриваемых в соответствии с результатами психологической диагностики креативных, мотивационных, лидерских ресурсов инновационного лидерства 375 менеджеров промышленных предприятий. Проанализирована специфика факторной структуры инновационного лидерства с точки зрения содержания каждой из двух тенденций активности менеджеров.
Скачать PDF

Проблемы изучения исследовательской активности и возможность создания модели ее уровневой организаци

Скотникова Анна Михайловна
В статье рассматривается роль исследовательской активности в жизни человека и формы ее проявления. Анализируются подходы к изучению исследовательской активности, выявляются методологические, теоретические и процедурные проблемы ее обнаружения и понимания. Обосновывается модель уровневой организации исследовательской активности, обеспечивающей систематизацию научных знаний о формах проявления исследовательской активности в рамках единого методологического основания.
Скачать PDF

Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека

Козлова Анастасия Владимировна
Представлены результаты изучения индивидуальных различий субъективного восприятия времени, зависимость их от социально-демографического статуса индивида (пол, образование, условия жизни), так и от его психологических особенностей и установок; предпринята попытка сопоставить такие параметры, как восприятие времени и количество вспоминаемых событий, активность человека.
Скачать PDF

Мировоззренческая активность личности: осмысление и исследование

Молчанова Е.В., Сердюк И.И.
В данной статье авторами предпринята попытка переосмыслить понятие «мировоззренческая активность». Исследование этого понятия позволяет объяснить индивидуально специфические способы перехода от неполноты, произвольности и условности знаний человека о мире к непротиворечивой и внутренне связанной картине мира человека, опосредствующей и определяющей отношения человека и реальности. Авторами проведено исследование, в котором показано, что мировоззренческая активность может иметь различные формы и проявляться в различных вариантах в жизни личности.
Скачать PDF