АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ это что такое АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ: определение — Психология.НЭС
АКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АКТИВНО-КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ВОЛЬГЕШИ

АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ

Найдено 1 определение:

АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ

Ференци Шандор (Ferenczi S., 1873-1933) - выдающийся австро-венгерский психиатр и психоаналитик. Получил медицинское образование в Вене. Заинтересовался психоанализом в 1907 г. благодаря работам цюрихской школы Блейлера (Bleuler E.), Юнга (Jung С. G.). Длительное время поддерживал дружеские отношения с Фрейдом (Freud S.), сопровождал его в поездке по США (1909 г.) и прошел у него свой учебный анализ. Разрыв произошел в конце 1920-х гг. по инициативе Фрейда, который возражал против предлагавшихся Ференци изменений техники психоанализа. В период Венгерской республики 1918 г. возглавлял первую в мире кафедру психоанализа, созданную правительством Белы Куна по требованию студентов. Инициатор создания Международной психоаналитической ассоциации (1910) и основатель Венгерской психоаналитической ассоциации (1913), которую возглавлял вплоть до своей смерти. Оставил после себя значительное количество публикаций, посвященных самым различным вопросам теории и практики психоанализа. Вел большую педагогическую работу; среди его учеников такие выдающиеся ученые, как Радо (Rado S.), Кляйн (Klein M.), Балинт (Ваlint M.). В посвященном ему некрологе Фрейд отметил, что Ференци "сделал всех психоаналитиков своими учениками".

Ференци был выдающимся практиком психоанализа. Он считал, что безнадежных случаев для аналитика не существует. Зайдя в тупик в анализе трудного пациента, он предпочитал не отказываться от продолжения терапии, а искать возможности модификации классического метода, адаптируя его применительно к задачам конкретного больного. Этот принцип произвел, по существу, революцию в психоанализе.

К открытиям Ференци в области техники психоанализа относится обнаружение того, что невербальное поведение и вегетативные реакции пациента во время сеанса являются "скрытыми сообщениями", которые могут быть не менее информативными, чем вербальное содержание свободных ассоциаций. Таким образом, он существенно расширил поле наблюдения аналитика. Он ориентировал больного не только на самонаблюдение за этими реакциями, чтобы раскрыть их содержание по контексту, в котором они появились, но и на то, чтобы иногда намеренно провоцировать их. Ференци обратил внимание на коммуникативную функцию сновидений, утверждая, что их появление определяется иногда бессознательной целью сообщить определенному лицу их содержание.

Наибольшее внимание из технических модификаций Ференци привлекли его попытки ускорить ход анализа, отходя от правила абстиненции. То, что это послужило причиной разрыва с Фрейдом, несколько парадоксально, поскольку последний на практике сам его не всегда соблюдал, используя, например, метод парадоксальной интенции. Ференци считал, что появление терапевтического эффекта можно ускорить, превращая на определенных этапах психоанализ в психотерапию, т. е. позволяя врачу воздействовать на больного своими эмоциями. Он оправдывал это тем, что анализ нарушенных в раннем детстве отношений с родителями вызывает сильное сопротивление пациентов в связи с болезненностью воспоминаний, сопровождаемых чувствами агрессии и вины. Для преодоления этого сопротивления должна быть воспроизведена атмосфера отношений раннего детства, в которой аналитик, в отличие от реальных родителей больного, должен играть роль эмоционально теплой, безгранично любящей и всепрощающей матери. Это требование вытекало из опыта повседневной практики Ференци, который признавался, что был поражен тем, как много больных неврозами были нелюбимыми детьми. Свою так называемую "активную технику" он называл "детским анализом взрослых". Искусственное форсирование переноса по Ференци включает эмоциональное подбадривание, сообщение дружеских советов, нежности и доброты в позиции аналитика. Сам Ференци был достаточно щедр на изъявление эмоциональной поддержки, он мог сажать больных себе на колени, как маленьких детей, ласкать и целовать их. Фрейд скептически относился к этим новшествам. Отдавая себе отчет в том, что намерения Ференци оставались в строго терапевтических рамках, он возражал против широкого применения активной терапии, опасаясь, что она открывает возможности злоупотреблений со стороны недобросовестных аналитиков, а также способствует фиксации инфантильной позиции больных, блокируя формирование их автономного поведения. Сама по себе эмоциональная поддержка врача не обеспечивает конструктивного обращения больного к решению проблем своей повседневной жизни. Тем не менее именно принципы активной терапии привели в дальнейшем к разработке психоаналитической психотерапии, ориентированной на лечение больных психозами.

Ференци был первым, кто выдвинул глубинную психологию в качестве основы современной педагогики. Он рассматривал воспитание как профилактику неврозов, считая, что оно играет гораздо большую роль в формировании структуры характера, чем наследственные факторы. Он говорил, что претворение в жизнь педагогическими средствами аналитических принципов психогигиены явилось бы одной из величайших революций в истории человечества. Предотвращение сексуальных конфликтов должно быть при этом лишь частью воспитания, которое включает борьбу с формированием авторитарных и агрессивных тенденций.

Разрабатывая теорию переноса, Ференци обратил внимание на то, что он представляет собой проекцию на психотерапевта стереотипов ранних конфликтных отношений с родительскими фигурами. Тем самым он выдвинул психоаналитическую теорию природы гипноза. Ференци увидел, что гипноз вызывается самим пациентом в силу его бессознательного желания вызвать материнский или отцовский образ и подчиниться его влиянию. Он разделял поэтому так называемый "материнский" гипноз, где основную роль в технике психотерапевта играет ласковое, убаюкивающее обращение, и "отцовский", в котором на первый план выступает строгая, властная позиция. Ференци говорил, что больной неврозом идет по жизни, как загипнотизированный, в том смысле, что его поведение определяется эмоциями, преформированными в ходе раннего общения с родителями. Терапия должна принести освобождение от этих неосознаваемых и непроизвольно воспроизводящихся стереотипов.

Ференци также является пионером психологии "Я", которой в психоанализе первоначально не придавалось большого значения, поскольку считалось, что в психодинамике главную роль играют не защитные механизмы "Я", а инстинктивные побуждения, исходящие из "Оно". С точки зрения Ференци, "Я" в своем развитии проходит длинный путь от фантазий магического всемогущества, характерных для ранних этапов развития и объясняющих широкую популярность сказок в детском возрасте, до зрелого восприятия своей роли в окружающем мире с формированием автономного поведения в границах возможностей своего реального приспособительного поведения. Ориентировка на управление миром и удовлетворение своих потребностей с помощью иллюзии всемогущества универсальна и в разной степени пронизывает жизнь каждого человека, особенно рельефно выступая у больных неврозами. В зрелом возрасте эти тенденции имеют свойство проецироваться вовне на окружающие лица и символы, от которых ожидается магическая защита и помощь. Эти инфантильные установки объясняют устремление к религии и обеспечивают хлеб насущный знахарям, магнетизерам и прорицателям. По мнению Ференци, чувство неполноценности является не первичным, как думал Адлер (Adler А.), а производным от стремления к контролю окружающего. Неполноценным, таким образом, чувствует себя лишь тот, кто жаждет магической власти, не умея обеспечить удовлетворение своих потребностей в реальном существовании. Ференци указал на важность перехода от проекции на магические символы к ориентированной на реальность речи в формировании зрелого "Я" как гаранта успешности приспособительного поведения.

Наибольший успех принесли Ференци его нововведения в практике психоанализа, где он приобрел репутацию "бунтовщика". В том же, что касается теории, он был ортодоксальным фрейдистом, всегда оставаясь на позициях биологизма Фрейда, его теории инстинктов и метапсихологии, что оставляло его вне русла позднейших тенденций развития психоанализа.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме АКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА ФЕРЕНЦИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции авторов, раскрывает компоненты данного феномена: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и нравственно-волевые качества личности.
Скачать PDF

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Скачать PDF

Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе обучения

Сираковская Яна Вадимовна
В статье рассматривается роль игрового метода в технико-тактической подготовке юных ориентировщиков на начальном этапе обучения, в аспекте анализа результатов специфических для спортивного ориентирования тестов и соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Влияние процесса физического воспитания в условиях педагогической интеграции на показатели техники о

Стеблий Т.В.
Статья посвящена изучению проблемы использования педагогической интеграции в процессе физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития и влияния ее условий на показатели технической подготовленности. Рассмотрены вопросы, касающиеся наличия стихийной интеграции в дошкольных образовательных учреждениях; периоды, на которых построен процесс физического воспитания в смешанной группе, и их содержание. Представлена технология оценки качества овладения основными двигательными действиями детьми данной категории.The article deals with the matters concerning spontaneous integration of mentally retarded children into pre-school educational institutions. The content of periods and construction of the process of physical education of mentally retarded children in a mixed group are considered. The author presents the technology of estimation of basic motor skills acquirement quality by children of the category under consideration.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования исполнительской техники музыкантов

Корлякова С.Г.
Скачать PDF

Диагностика личностных характеристик специалистов по исследованию аварийной авиационной техники воор

Куруськина Марина Григорьевна
В статье рассмотрены вопросы диагностики личностных характеристик кандидатов при кадровом укомплектовании летающих лабораторий по исследованию аварийной авиационной техники. Описаны требования к кандидатам с точки зрения военно-инженерной подготовки и ряда психологических аспектов: коммуникативных качеств, способности работать в команде, стреcсоустойчивости, уровня мотивации, соблюдения моральных норм. Представлены результаты ретроспективных исследований по определению взаимосвязей между сроком ввода в строй вновь прибывшего сотрудника и наличием профессионального опыта. Описаны методические подходы к выявлению профессионально важных качеств сотрудников. Представлены отличительные признаки успешных неуспешных групп сотрудников. Даны рекомендации по отбору специалистов для их успешной профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Психология переговоров с террористами с использованием техник современной практической психологии

Третьяков О. Е.
Скачать PDF

Техника выявления неискренности партнера по общению

Сергеев Анатолий Анатольевич
Скачать PDF

Психологические причины несчастных случаев при эксплуатации и ремонте сельскохозяйственной техники

Чернов Л.В., Гузенко Е.Ю.
Проблемы аварийности и травматизма на современном производстве с учетом организационно-психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев. Меры предупреждения организационных и технических действий, направленных на формирование необходимого поведения.
Скачать PDF

Использование проективных техник для выявления ресурсов этнической толерантности старших подростков

Смолянская Любовь Владимировна
Описана проблема этнической толерантности и ее выявления у старших подростков. Обоснованы теоретические основания исследования, изложены проективные техники, направленные на выявление отношения подростков к представителям других этнических групп, а также результаты исследования. Согласно полученным данным, педагогическая работа по повышению этнической толерантности может быть построена на идее деятельностного опосредствования.
Скачать PDF

Математическая модель для обучения и самообучения эксплуатации объектов авиационной техники

Коптев А.Н., Тихонова А.А., Чернышов В.П.
В статье рассматриваются вопросы моделирования, обучения и самообучения эксплуатации сложных систем. Особое внимание уделено формализации взаимодействия в системе "человек-среда".
Скачать PDF

Активная неадаптивность как фактор психологической защищенности личности

Раймова Е.Г.
В предлагаемой статье рассматриваются нетривиальные аспекты психологической защищенности личности. Поисковая активность, создание новых ситуаций, жизнь на границе так личность отстаивает свою целостность перед лицом неопределенности.
Скачать PDF