Аксиология
АКСИОЛОГИЯ
(от axios – ценный + … логия) – учение о ценностях; аксиологический – имеющий ценностное значение.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
АКСИОЛОГИЯ
от древнегреческого ἀξία – «ценность» + λόγος – «слово, учение» учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее.
Аксиология
(греч. axia — ценность и logos — наука, учение) — теория ценностей. А. изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Аксиология
(от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) - учение о ценностях, цель которого - исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого. Важнейшими вопросами А. являются: что есть благо, место ценности в структуре бытия — предметной реальности, ее значимость для субъекта и общества.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
АКСИОЛОГИЯ
(от греч. ценность, учение) – учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, группы, коллектива, общества. Сама по себе природа вне жизнедеятельности человека не обладает никакими ценностями, в ней нет ни добра, ни зла. В каждом обществе формируется ценностно-нормативная система. Измерение и оценка тех или иных ценностей меняются в процессе исторического развития. А. утверждает самоценность личности, мира, справедливости. Разделяемые человеком ценности выступают в качестве субъективных ценностных ориентаций, непротиворечивость которых является показателем цельности его личности.
Аксиология
греч. axios - ценный) - 1. в философии - теория ценностей существования человека; 2. устойчивые представления о том, что является для человека особенно значимым, смыслообразующим, влияющим на мотивы его поведения (см.). Неадекватная или деформированная в силу социальных причин, дизонтогенеза или психического расстройства система ценностей личности является, повидимому, одной из основных, хотя и малоизученных в психопатологии внутренних (духовных) причин расстройств личности и поведения, психологического функционирования и нарушения межличностных отношений (Д.Е.Мелехов, 1956), что традиционно и не вполне точно расценивается как патология характера. Ныне, в достаточно часто представляемой биопсихосоциальной модели человека его духовные ориентации - это существенно значимый аспект существования человека обычно недооценивается или игнорируется, не говоря уже о бихевиоризме и психоанализе, в которых представления об идеалах и ценностных ориентациях отсутствуют либо представляются как некий вариант патологии.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АКСИОЛОГИЯ
АКСІЯЛОГІЯ / AXIOLOGY раздел философии, учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, группы, коллектива, общества как смыслообразующих основаниях человеческого бытия, задающих направленность человеческой жизни. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Ценность– это осознанное и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие, она пропущена через личность и является культурнообусловленой. Ценности обусловливают мировоззрение людей, обеспечивают консолидацию людей в различные социальные группы и являются основой жизнедеятельности общества, системообразующим фактором культуры. В каждом обществе формируется ценностно-нормативная система. Измерение и оценка тех или иных ценностей меняются в процессе исторического развития. Выделяют основные аксиологические теории: натуралистический психологизм (Д. Дьюи, В. П. Тугаринов), трансциндентализм (В. Виндельбандт, Г. Риккерт), персоналистический онтологизм (М. Шелер, В. Гартман), культурно-исторический релятивизм (В. Дильтей), социологизм (М. Вебер, Т. Парсонс). Разделяемые человеком ценности выступают в качестве субъективных ценностных ориентаций, непротиворечивость которых является показателем цельности его личности. Т. В. Разина