это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики.
Акмеологические инварианты профессионализма
Акмеологические инварианты профессионализма
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Инварианты профессионализма акмеологические
это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития (В.Г.Зазыкин).
ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ
это необходимые условия, основные качества, умения и внутренние побудительные причины, обеспечивающие высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а так же активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.
И. п. а. делятся на:
общие, то есть полностью не зависящие от специфики деятельности: развитая антиципация, рефлексия, высокий уровень саморегуляции, социальное мышление, умение принимать решения и устойчивая образная сфера (у профессионалов высокого уровня, независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов);
- специфические или особенные, в определенной мере отражающие специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса «человек-человек» и «человек-коллектив» таковыми являются дифференци&чьно-психологическая компетентность, коммуникабельность и коммуникативные навыки умение оказывать психологические воздействия и др.).
Определение специфических И. п. а - основа развития профессионализма в конкретной деятельности. Основные методы определения И. п. а.:
- экспертные оценки признанных профессионалов в какой- либо области;
- сравнительный анализ высокопродуктивной и среднепродуктивной деятельности;
- построение уровневых моделей и соответствующих каждому уровню качественных характеристик развития профессион- лизма в единстве с потенциальными и реальными способностями личности;
- психологический анализ качества и умений, способствующих высоким достижениям.
И. п. а. делятся на:
общие, то есть полностью не зависящие от специфики деятельности: развитая антиципация, рефлексия, высокий уровень саморегуляции, социальное мышление, умение принимать решения и устойчивая образная сфера (у профессионалов высокого уровня, независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов);
- специфические или особенные, в определенной мере отражающие специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса «человек-человек» и «человек-коллектив» таковыми являются дифференци&чьно-психологическая компетентность, коммуникабельность и коммуникативные навыки умение оказывать психологические воздействия и др.).
Определение специфических И. п. а - основа развития профессионализма в конкретной деятельности. Основные методы определения И. п. а.:
- экспертные оценки признанных профессионалов в какой- либо области;
- сравнительный анализ высокопродуктивной и среднепродуктивной деятельности;
- построение уровневых моделей и соответствующих каждому уровню качественных характеристик развития профессион- лизма в единстве с потенциальными и реальными способностями личности;
- психологический анализ качества и умений, способствующих высоким достижениям.
Источник: Акмеологический словарь.