основные причины, движущие силы профессионализма.
Акмеологические факторы
Акмеологические факторы
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Акмеологические факторы
основные движущие силы, детерминанты профессионализма.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
Факторы акмеологические
основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (В.Г. Зазыкин).
ФАКТОРЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ
основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты становления профессионализма, достижение вершин профессионализма.
Дифференцируют три вида Ф.а.:
- объективные, связанные с реатьной системой профессиональной деятельности и иногда проявляющиеся как критерии, связанные с внешней заданностью, то есть нормами;
- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности - мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления - субъективные причины, содействующие росту профессионализма;
- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.
Ориентируясь на системную методологию, можно выделить:
- общие Ф.а.: высокий уровень мотивации, притязаний, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации; высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации; престиж профессионального мастерства;
- особенные Ф.а. способствуют достижению в конкретных видах профессиональной деятельности высоких показателей - точности, надежности, организованности и пр., т. е. то, что называется психологическими профессионально важными качествами (стрессустойчивость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др.). Сюда же могут входить и специальные умения;
- единичные Ф.а. отражают индивидуальные проявления способностей в деятельности и профессиональном развитии.
Дифференцируют три вида Ф.а.:
- объективные, связанные с реатьной системой профессиональной деятельности и иногда проявляющиеся как критерии, связанные с внешней заданностью, то есть нормами;
- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности - мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления - субъективные причины, содействующие росту профессионализма;
- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.
Ориентируясь на системную методологию, можно выделить:
- общие Ф.а.: высокий уровень мотивации, притязаний, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации; высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации; престиж профессионального мастерства;
- особенные Ф.а. способствуют достижению в конкретных видах профессиональной деятельности высоких показателей - точности, надежности, организованности и пр., т. е. то, что называется психологическими профессионально важными качествами (стрессустойчивость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др.). Сюда же могут входить и специальные умения;
- единичные Ф.а. отражают индивидуальные проявления способностей в деятельности и профессиональном развитии.
Источник: Акмеологический словарь.