Аккультурация это что такое Аккультурация: определение — Психология.НЭС
АККОРДНАЯ КЛАВИАТУРА Аккультурация: теории

АККУЛЬТУРАЦИЯ

Найдено 7 определений термина АККУЛЬТУРАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

АККУЛЬТУРАЦИЯ

англ. acculturation)

1. Процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. А. м. б. как односторонней (унилате-ральной), так и двусторонней (билатеральной).Например, примерно 1000 лет назад в культуреЯпонии произошли большие изменения за счет А.из Китая, когда японцы приобрели такие культурные достижения, как письменность, чеканку монети буддизм, в то время как как китайцы получиливзамен складной веер.

2. В применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры),внутри которой они растут. Неполный син. Социализация. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Аккультурация

acculturation) А. - это процесс, в ходе к-рого чел. усваивает правила поведения, типичные для определенной группы людей. Понятие "культура" относится к образу жизни людей и охватывает те инструменты или методы, при помощи к-рых они добывают средства к жизни в окружающей среде. Оно тж охватывает сеть соц. отношений, соглашений и обычаев, а тж аттитюды или правила, регулирующие отношения со сверхъестественными или высшими существами. Эти факторы, воздействующие на поведение человека, определяют способы мышления, выборы и жизненные цели. Обычаи и традиции решения проблем передаются от одного поколения к другому по каналам семьи и соц. институтов данного об-ва. Культура продолжает оказывать влияние на людей на протяжении всей жизни. Нек-рые авторы утверждали, напр. Маргарет Мид в своей книге "Из южных морей" (From the south seas), что индивидуумы в процессе А. интернализуют нормы и правила конкретной культуры. Такая интернализация может оказывать глубокое и продолжительное влияние даже на физ. функционирование людей; более того, она может влиять и на черты характера, передаваемые следующему поколению, предписывая условия выбора супруга/супруги. А. как абстракция имеет широкое значение. По отношению к детям А. означает, что они должны соответствовать тем паттернам поведения, к-рые разделяют и признают их родители. Тем самым ребенок частично утрачивает свободу выбора вследствие родительских уловок, имеющих целью заставить его интернализовать предписанные принципы поведения. Антропологи рассматривают культурные паттерны как неизменные и составляющие часть личности чел. Рут Бенедикт в работе "Паттерны культуры" (Patterns of culture) подчеркивала, что челов. поведение становится отражением той культуры, в к-рой вырастает ребенок. Поэтому, в известной степени, культура предопределяет нашу судьбу: ее пути становятся жизненными путями самого ребенка. В конечном счете ребенок и взрослый не видят др. пути или образа действий за исключением того, к-рый диктует данная культура. Чрезмерный акцент на этом понятии не оставляет места для веры в индивидуальность или свободу за пределами культурных норм и правил. См. также Кросс-культурная психология, Энвайронментальная психология, Этноцентризм, Групповая сплоченность, Обряды перехода, Социальная психология Т. Александер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Аккультурация

процесс адаптации к культуре или приспособление к другой культуре, отличной от той, в которой воспитывался человек.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Аккультурация

лат. ad — к + cultura — образование, развитие] — процесс и результат усвоения социальной общностью принципиальных элементов определенной культуры в ходе устойчивых, продолжительных и чаще всего прямых, непосредственных контактов и взаимодействий с социальной группой-носителем этой культуры. В социальной психологии термин А., как правило, используется как поясняющий при анализе процессов межгрупповых взаимодействий, идет ли речь о больших или о малых группах, представляющих различные, иногда не только несовпадающие, но противостоящие субкультуры (например, групп несовершеннолетних правонарушителей и общностей, интегрированных в широком социуме "мира взрослых"). В этих случаях А. может пониматься как процесс и результат преодоления смысловых барьеров между представителями различных субкультур, принятия одной из взаимодействующих сторон органичной для изначального оппонента шкалы жизненных ценностей, норм и правил жизнедеятельности, разрушения деструктивного противостояния по принципу "мы — они" и построения общего "мы" как социально различимого и личностно значимого для всех единства целей, задач и принципиальных способов их достижения и решения. При этом сам по себе термин А. не несет ни малейшей оценочной окраски. Являясь в ряде случаев несомненным отражением просоциальных интеграционных тенденций, А. достаточно часто мешает процессу психологически содержательной индивидуализации социальной общности (и малой группы, и отдельной этнической группы) в ходе ее взаимодействия с более широким социумом. Помимо социальной психологии, термин А. наиболее часто употребляется в этнографии, культурологии и социологии при описании ситуаций, связанных с происходящим процессом приобщения и усвоения норм общения и сотрудничества, ценностной переориентации и т.п., чаще всего переживаемым определенной человеческой общностью при вхождении ее в новую этносреду. В этом контексте А. традиционно рассматривается как важная, этапная составляющая такого этнического процесса, как ассимиляция. Т.Г. Стефаненко

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Аккультурация

acculturiration) – процесс, в ходе которого человек усваивает, интернализует правила поведения, культурные нормы, типичные для определенной социальной группы. Синоним: Ассимиляция.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

от acculturation - английский неологизм от лат. ad - к и cultura - возделывание) -процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможны и противоположные влияния), элементов другой культуры или возникновения новых культурных феноменов. А. часто ведет к частичной или полной ассимиляции (см.: Ассимиляция этническая) . В этнопсихологии понятие А. используется для обозначения: а) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; б) результатов влияния культуры, национально-психологических особенностей представителей одной общности на другую. Как следствие А. некоторые традиции, привычки, нормы-ценности и образцы поведения заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей другой нации или этнической группы. Понятие А. употребляется в основном западными учеными.

Источник: Этнопсихологический словарь

Аккультурация

англ. acculturation) - усвоение новой культуры в результате непосредственного контакта с ней. В совр. понимании термин А. имеет 2 значения: 1) постепенное приобретение детьми форм поведения, характерных для культуры (субкультуры), внутри к-рой они растут, и 2) процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. Этнопсихологи, как правило, говорят об А. во 2-м значении. Впервые термин А. отмечается в 1880 г. у Пауэлла из Американского этнографического общества, к-рый, изучая языки коренного населения Сев. Америки, назвал А. психол. изменения, происходящие в результате кросс-культурного подражания. Его коллега МакГи говорил об А. как процессе обмена и взаимных улучшений, с помощью к-рого общества проходят путь от первобытности к варварству, затем к цивилизации и просвещению. Редфилд, Линтон и Херсковиц определили А. как «результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп». Факторы, влияющие на ход А. и успешность адаптации, подразделяют на общегрупповые и индивидуальные. Общегрупповые факторы определяются характеристиками взаимодействующих культур. Особую важность представляет степень сходства или различия между исходной и принимающей культурой, для оценки к-рых Бабикер предложил термин индекс культурной дистанции, определяемый языком, религией, структурой семьи, уровнем образования, материальным комфортом, климатом, пищей, одеждой и др. На индекс культурной дистанции влияет история отношений между двумя народами - наличие конфликтов, войн, геноцида. Индивидуальные факторы он подразделяет на демографические и личностные. Среди демографических факторов основным является возраст: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, в то время как для взрослых, особенно для пожилых людей этот процесс оказывается сложным, часто болезненным. Мужчины, как правило, адаптируются легче, чем женщины, а симптомы культурного шока меньше проявляются у высокообразованных людей. К личностным факторам, способствующим успешной А., относят: когнитивную сложность, отсутствие авторитарности, толерантность, гибкость, интернальный локус контроля, терпимость к неопределенности; выносливость, низкий уровень тревожности, самообладание, самоэффективность и самоконтроль. Эти качества способствуют психол. комфорту и помогают овладевать новыми социальными нормами, ценностями и языком. Процесс А. и адаптации проходит легче у людей с реалистичными ожиданиями. Важнейшим фактором успешной адаптации и показателем А. является знание местного языка, к-рое помогает преодолению чувства беспомощности и зависимости способствует установлению контакта с местными жителями. Для снижения негативного воздействия новой культуры важно предварительное знакомство с историей, культурой и жизнью в принимающей стране, а также наличие аккультурационного опыта. Особое значение может иметь добровольный или вынужденный характер миграции. Интерес к др. культуре и дружба с носителями этой культуры, расширение контактов способствуют совершенствованию социальных навыков, что помогает преодолеть стресс и облегчает А. Лит.: Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. М., 2006; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999; Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. Е. А. Гришина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме АККУЛЬТУРАЦИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 7

Аккультурация как кризис идентичности

Кинунен Тамара Александровна, Гуриева Светлана Дзахотовна
Статья посвящена описанию существующих в настоящий момент моделей аккультурации: одномерных (M.Gordon) и двумерных (I. Zak, A. Der-Karabetian, N.Hutnik, F.Moghaddam, J. Szapocznik, J. Berry, R.Bourhis). Доказана возможность рассогласования стиля культурной адаптации и самокатегоризации индивида (N.Hutnik), а также использования различных стратегий аккультурации в разных сферах жизни (F.Moghaddam, M. Navas). Рассмотрены варианты взаимодействия стратегий аккультурации, выбираемых мигрантами и принимающим обществом.
Скачать PDF

Преодоление стресса аккультурации латиноамериканскими и китайскими студентами

Лыкова Наталья Михайловн
В статье описываются результаты исследования стилей совладающего поведения студентов РУДН из Латинской Америки и Китая в условиях стресса аккультурации в сравнении со стилями совладающего поведения студентов из Китая, получающих образование на родине.
Скачать PDF

Динамика эмоциональных состояний в процессе аккультурации представителей англоязычных стран в России

Гришина Е. А.
Смена страны проживания, постоянная или на длительный срок одно из наиболее радикальных изменений в жизни взрослого человека, требующее адаптации к новым условиям и связанное с восприятием и заимствованием культуры другой этнической группы в условиях тесного взаимодействия с ней. В большинстве случаев кросскультурная адаптация сопровождается «культурным шоком», т. е. выраженным стрессом, который человек испытывает при контакте с другой культурой. В статье описывается эмпирическое исследование автора, целью которого является изучение степени выраженности и динамики переживания стресса аккультурации на примере представителей англоязычных стран, проживающих в России, а также анализ их взаимосвязи с рядом индивидуальных факторов. Выявляются эмоциональные особенности мигрантов, влияющие на динамику стресса аккультурации.
Скачать PDF

Стратегии аккультурации в процессе разделения знаний

Маничев Сергей Алексеевич, Червинская Ксения Ральфовна, Горюнова Людмила Николаевна, Антропова Мария
Профессионал, попадая в организационные контексты и взаимодействуя с другими профессионалами, вырабатывает различные модели профессионального поведения. В качестве базовой модели поведения при взаимодействии представителей различных профессий выбрана модель разделения знаний в организации. Сочетание включенности в поведение разделения знаний и удовлетворенности им задает различные стратегии аккультурации. В результате предлагаемого исследования операционализированы стратегии аккультурации, разработаны процедура оценки степени включенности сотрудников в поведение разделения знаний и опросник выявления степени удовлетворенности сотрудниками процессом разделения знаний.
Скачать PDF

Стратегии аккультурации удмуртской сельской молодежи в городе

Шулакова Наталья Николаевна
Изучается этнокультурное поведение удмуртской молодежи в условиях русскоязычной городской среды на основании концепции аккультурации, разработанной канадским ученым Дж. Берри в рамках кросс-культурной психологии. Используются данные, полученные в результате социологического исследования, проведенного в двух группах удмуртов, переехавших из сельской местности и имеющих различный стаж жизни в городе. Описывается использование молодыми люди четырех стратегий: ассимиляции, интеграции, сепарации и маргинализации, а также изменения этнокультурного поведения в зависимости от времени проживания в городской среде. На основе личных бесед и анализа этноязыковой ситуации в регионе рассматриваются причины выбора молодыми людьми данных стратегий аккультурации, основные проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы, успешность их адаптации, степень сохранения этнической идентичности.
Скачать PDF

Влияние выраженности этнической идентичности на выбор мигрантами их аккультурационной установки

Григорьев Дмитрий Сергеевич
В статье с позиций теории социальной идентичности Г. Тежфела и Дж. Тёрнера и теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера рассматривается влияние выраженности этнической идентичности на выбор мигрантами их аккультурационной установки. Предполагается, что в новой для себя культурной среде мигранты испытывают дискомфорт изза несоответствия собственных культурных ценностей и норм нормам и ценностям принимающего общества. Для того, чтобы вернуть свою когнитивную структуру в состояние соответствия, мигрантам необходимо определиться со своей аккультурационной установкой. При этом выбор аккультурационной установки будет обусловлен во многом характеристиками этнической идентичности. Сильная выраженность этнической идентичности может способствовать сепарации, а слабая выраженность не будет препятствовать ассимиляции.
Скачать PDF

Занятия национальными видами спорта как фактор аккультурации

Аргентова Лариса Валерьевна, Аргентова Татьяна Евгеньевна
В статье описаны и сравнительно проанализированы личностные особенности профессиональных спортсменов (тайских боксеров) и профессиональных боксёров, занимающихся другими единоборствами, а также мужчин, профессионально не занимающихся спортом. При этом возраст всех испытуемых-мужчин (спортсменов-профессионалов и любителей спорта) относится к периоду ранней взрослости (20 25 лет). Результаты исследования выявили значимые различия в личностных особенностях людей, занимающихся тайским боксом, в сравнении со спортсменами, занимающимися другими единоборствами, и мужчинами, не занимающимися спортом вообще. Делается вывод о том, что занятие новым для нашей страны видом спорта тайским боксом в целом благоприятно сказывается на развитии личности спортсмена.
Скачать PDF

Похожие термины: