АГРАММАТИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Аграмматизм (agrammatism)
возникающее из-за повреждения мозга (травма, инсульт) состояние, при котором человек неправильно понимает мысль, передаваемую порядком слов в предложении.

Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens

Аграмматизм
Син.: Аграммафазия. Нарушение способности понимать грамматические конструкции (импрессивный аграмматизм при сенсорной и семантической афазии) или нарушение грамматического строя собственной речи (экспрессивный автоматизм при афазии моторной эфферентной).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

АГРАММАТИЗМ (АГРАММАФАЗИЯ)
Потеря способности пользоваться грамматическим строем языка. Пациент, как правило, полностью владеет словарным запасом, но неспособен организовывать слова грамматически. Обычно это возникает в результате нарушения мозгового кровообращения, иногда служит симптомом определенных функциональных нарушений.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

АГРАММАТИЗМ
от греч. a - отрицат. частица и grammata - чтение, письмо) - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к АНАЛИЗУ И ПРАВИЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов). Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария и входит в структура различных форм афазии.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

АГРАММАТИЗМ
Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического строя речи и грамматически правильному применению речи. Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария мозга головного и включается в различные формы афазии. Выделяются различные формы аграмматизма:
1) аграмматизм экспрессивный - характерен ошибками в грамматическом построении активной речи;
2) аграмматизм импрессивный - характерен затруднениями понимания значения грамматических конструкций, прежде всего - выражающих отношения (связки, предлоги, союзы, порядок слов).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АГРАММАТИЗМ
от греч. agrammatos- нечленораздельный) - ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т. д.) и порядка слов (платье задело весло и весло задело платье) (импрессивный А.). А. у взрослых возникает при различных формах афазии как проявление нарушений речи.
А. у детей может наблюдаться на ранних этапах развития речи, а также при нарушениях слуха, препятствующих речевому общению и усвоению сложных грамматических форм языка.
Явления А. м. б. обнаружены как в устной, так и в письменной речи. См. Речи расстройства. (Т. В. Ахутина.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Аграмматизм
Словообразование. Происходит от греч. a - отрицательная частица + grammata - чтение, письмо.
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. Входит в структура различных форм афазии.
Обусловливание. Чаще всего наблюдается при органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария.
Виды:
- при экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи;
- при импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АГРАММАТИЗМ
а + греч. grammata - чтение, письмо). Нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи. А. импрессивный обнаруживается затруднениями восприятия речи, устной и письменной, и наблюдается при сенсорной афазии. Для него типичны нарушения различения близких, оппозиционных, фонем (б-п, з-с, г-х). А. экспрессивный входит в структуру моторной афазии: неправильно используются падежи, склонения, предлоги, речь состоит преимущественно из существительных (жаргонафазия, "телеграфный стиль"). Наблюдается преимущественно при очаговых органических поражениях головного мозга (коры височной и лобной долей доминантного полушария). Сходные явления отмечаются и при шизофрении, что служило основанием для проведения аналогий между расстройствами речи при шизофрении и указанных формах афазии [Kleist К.], однако сходство этих речевых феноменов носит поверхностный характер, при шизофрении они отличаются нестойкостью, вариабельностью.
Син.: аграмафазия.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

АГРАММАТИЗМ
(от греч. agrammatos – нечленораздельный) – нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный А. – ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный А. – ошибки в грамматическом оформлении активной речи. А. возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии; у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате специального восстановительного обучения.
В сурдопедагогике термин «А.» используется для обозначения недостатков в грамматическом оформлении речи у детей с нарушениями слуха. У слабослышащих и особенно у глухих детей в условиях ограниченного речевого общения замедленное овладение грамматическим строем языка является столь же закономерным, как и недостаточность словарного запаса. На раннем этапе развития эти дети в равной мере затрудняются в усвоении грамматических и лексических значений слова. Специальное обучение, направленное на формирование практических грамматических обобщений и их осмысление, а также расширение речевого общения помогают глухим преодолеть А.
Термин «А.» употребляется также для характеристики ошибок в грамматическом оформлении речи умственно отсталых детей, страдающих речевым недоразвитием.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
385.68 кб

Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся младших классов с задержкой психического развития (

Даньковская Янина Юрьевна
В статье раскрываются современные представления о механизмах и проявлениях аграмматической дисграфии у учащихся младших классов. Выделяются предпосылки, обеспечивающие формирование грамматических обобщений.
Читать PDF
351.06 кб

Состояние словообразования существительных у детей с аграмматической дисграфией

Китаева Н. Н., Полякова А. В.

Похожие термины:

  • Аграмматизм, аграммафазия

    греч. а + grammata - чтение, письмо) - утрата способности усваивать и пользоваться грамматическим строем речи (приставками, флексиями, склонениями, спряжениями и т.д.). Пациент владеет достаточным для фор