АГРАФИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аграфия
греч. а + grapho - писать) - утрата способности писать. См. Афазия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АГРАФИЯ
утрата способности письма. Изолированно отмечается при поражении заднего отдела второй (средней) лобной извилины. Чаще сочетается с моторной афазией.

Источник: Справочник невропатолога и психиатра.1965

АГРАФИЯ
частично или полностью утраченная человеком способность писать. А.-аналог моторной афазии. А. чаще всего наступает вследствие нарушений в работе мозга (церебральной патологии). См. афазия моторная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АГРАФИЯ
нарушение письма, возникающее, при различных расстройствах речи; симптоматизируется либо в полной утрате способности что-либо писать, либо в деформации слов, пропусков букв, неспособности соединять слоги и буквы в сами лексемы.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АГРАФИЯ
Частичная или полная потеря способности писать, возникающая из-за патологии головного мозга. Аналог – моторная афазия. Часто упоминаются некоторые специальные формы аграфии, но значения этих понятий очевидны, например акустическая аграфия – потеря способности записывать то, что воспринимается на слух и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

аграфия
[agraphia] В своей полной форме-неспособность письменно выражать мысли, которая не связана с недостатком физических сил, нарушением речи или понимания; она связывается с патологическими изменениями в задней части средней лобной извилины доминантного полушария. Аграфия обычно сочетается с алексией и является симптомом зрительной асимболии.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

аграфия

(от греч. а – отрицательная чатица и grapho – пишу) – нарушение способности писать как результат различных расстройств речи при нарушении функций головного мозга. Проявляется или в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соеденить буквы и слоги в слова и пр.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

АГРАФИЯ
от греч. а- - отрицание и grаpho - пишу] - нарушение письма, проявляющееся в неспособности овладеть процессом письма или в потере этого навыка, при отсутствии расстройств координации движений руки или кисти. А. возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии и является обычно следствием общего недоразвития речи у детей

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

АГРАФИЯ
Нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо как полная утрата способности писать, либо как грубое искажение слов, пропуски слогов и букв, как неспособность соединить буквы и слоги в слова, и пр. У детей - одно из проявлений общего недоразвития речи, связанного с органическим недоразвитием мозга головного; может наблюдаться и при расстройствах речи, связанных с нарушением звукового анализа слов из-за тугоухости или глухоты. У взрослых - одно из проявлений афазии.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АГРАФИЯ
нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Аграфия у детей - одно из проявлений алалии - следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

АГРАФИЯ
(от греч. а приставка со значением отрицания и grapho – пишу) – нарушение письма. Как правило, А. обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии. А. необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на зрительные и кинестезические ощущения звукопроизношения.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

АГРАФИЯ
а + греч. grapho - писать). Нарушение способности писать при очаговых поражениях коры головного мозга. А. афатическая входит в структуру синдромов афазии и в соответствии с формой афазии отличается специфическими чертами [Лурия А.Р., 1950]. А. апрактическая наблюдается при идеаторной апраксии, А. конструктивная - при конструктивной апраксии [Kleist K., 1934]. А. моторная возникает в связи с параличами и нарушением способности писать. Выделяют также чистую А., возникающую вне связи с другими асемическими синдромами и обусловленную поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария [Exner S., 1881].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

АГРАФИЯ
от греч. а - отрицат. частица и grapho - пишу) - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется ПОТЕРЕЙ СПОСОБНОСТИ К ПИСЬМУ при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. АФАТИЧЕСКАЯ аграфия возникает при афазии, когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти. АПРАКТИЧЕСКАЯ аграфия возникает при идеаторной афазии, конструктивная - при конструктивной афазии. Выделяется также ЧИСТАЯ АГРАФИЯ, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Аграфия
(от греч. а — отрицат. частица, graphd — «пишу») — невозможность овладеть письмом или потеря способности писать слова или буквы при сохраненном интеллекте и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. А. у детей обусловлена поражением задних отделов средней лобной извилины в доминантном (у правшей — в левом) полушарии головного мозга в процессе патологически протекающей беременности и травматичных родов. А. детей связана с различными нарушениями в речевом развитии. Ребенок может копировать письменный текст, но самостоятельно соединять буквы в слова не способен либо (при более легкой степени А.) при письме наблюдаются искажения слов, пропуски слогов, букв.
А. у взрослых — это одно из проявлений афазии; она может быть обусловлена травмами головного мозга, нарушениями мозгового кровообращения.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Аграфия
Словообразование. Происходит от греч. а - отрицательная частица + grapho - пишу.
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги.
Виды:
- чистая аграфия не связана с другими синдромами и обусловлена поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария;
- афатическая аграфия возникает при афазии, когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти;
- апрактическая аграфия возникает при идеаторной афазии;
- конструктивная аграфия - при конструктивной афазии.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Аграфия
Утрата способности писать правильно по форме и смыслу при сохранности необходимых для этого двигательных функций. В большинстве случаев сочетается с моторной эфферентной афазией (см.) и алексией (см.) и тогда возникает при поражении заднего отдела второй лобной извилины доминантного полушария головного мозга (центра Брока). В тяжелых случаях больной вообще не в состоянии писать, в относительно легких случаях – письмо возможно, но выявляются литеральные и вербальные параграфии, проявляющиеся заменой, пропусками, перестановками соответственно букв и слов. Иногда, обычно при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария мозга (поля 6 по Бродманну), отмечается изолированная аграфия, сопряженная с апраксией (см.). Аграфия возможна также при поражении левой угловой извилины того же полушария (оптическая аграфия). В таких случаях афазии нет, но аграфия сочетается с алексией, так как больной не распознает и путает сходные между собой по начертанию буквы: И с Н, К с X и т.п.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Аграфия
греч. а — отрицательная частица и лат. propho — пишу) — нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи (см. Афазия, Алалия). Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. А. у детей — одно из проявлений алалии — следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко А. у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов. А. у взрослых — одно из проявлений афазии. В этих случаях форма А. зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей) А. связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомы слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонетическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным. При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей) А. бывает связана с нарушением кинестетической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (например, д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо. При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга (у правшей) А. возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая "кинетическая мелодия" письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога на другой, что нарушает весь процесс письма. При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга А. входит в синдром зрительно-гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются и в самостоятельном письме, и в письме под диктовку, и при списывании текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической А. Специальную форму А. составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв. А. входит в различные нейропсихологические синдромы как один из симптомов афазических и неафазических нарушений речевой деятельности.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
132.86 кб

Экспериментальное исследование влияния задачи на продуктивность письма при сенсорной аграфии

Козинцева Е. Г.
В статье исследуются механизмы и закономерности изменения психологической структуры письменной речи при аграфии в условиях выполнения различных по содержанию письменных задач.

Похожие термины:

  • АГРАФИЯ, ДИСГРАФИЯ

    dysgraphia) - приобретенная потеря способности писать, несмотря на то что сила и координация движений кисти руки сохранены в норме. Относится к языковым нарушениям, обычно бывает связана с заболеванием
  • АГРАФИИ

    Выделяют "чистую", или амнестическую, аграфию и апракси-ческую аграфию. Это так называемые первичные аграфии. Кроме того, нарушения письма являются симптомом различных форм афазий и представ