Аффективное развитие

Найдено 1 определение:

Аффективное развитие

affective development) Аффект, как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин "аффект" охватывает широкий круг понятий и феноменов, включ. чувства, эмоции, настроения, мотивацию и нек-рые влечения и инстинкты, и используется для указания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх, смех, грусть, тревога, гордость, любовь, ненависть и т. д., несмотря на занимаемое ими центральное место в челов. опыте, практически не получили должного объяснения в психологии. Теоретики и исследователи искали подступы к аффекту с самых разных сторон, часто используя уникальные, противоречащие друг другу или взаимоисключающие концептуализации и операциональные определения, что привело к путанице и к тому, что прогресс в изучении аффекта и др. родственных или синонимичных ему конструктов замедлился. Психология А. р. преследует цель описания, составления карты и объяснения процессов переживания, дифференциации и выражения аффекта. Чаще всего А. р. рассматривается в дихотомии с когнитивным развитием или даже как его контрапункт, что отражает давний интерес к дуализму души и тела и столь же давнее противопоставление мышления и чувства. Дискуссии ведутся, гл. обр., о превосходстве одного над другим и характере их взаимодействия или взаимовлияния. Объекты ссылок и решения часто отыскиваются в соц. сфере, будь то соц. познание или объектные отношения, в силу комплексности и заметности межличностных и внутриличностных отношений в мыслях, чувствах, аттитюдах и поведении. Для построения теории или проведения эмпирического исслед. допустимы любые гипотетические концептуализации, важно лишь помнить о комплексном характере А. р. и ограниченности, на данный момент, наших знаний в этой области. С первых дней своего существования психоан. как клиническая и генетическая психология был сконцентрирован на А. р. Психологи, попавшие под влияние идей организменной генетической психологии, высказанных X. Вернером в 1940 г., тж проявляли устойчивый интерес к А.р. В 70-х и 80-х гг. совпадение ряда теорет. и методологических достижений вызвало возрождение интереса к А. р. и придало приоритетное значение и законность его исслед. Модели А. р. различаются акцентом на биолог. основах или факторах социализации. Дарвинистские и этологические модели придают особое значение врожденному сложному поведению и часто основываются на постулате о специфичности ЦНС и соответствии между стимулом и аффективной реакцией индивида. Модели социализации ставят в центр процессы научения, особенно во взаимодействии младенца и матери, и ситуативные или средовые влияния на аффективный опыт и его выражение. Опора на ту или иную модель, конечно, влияет на способ понимания или исслед. А. р. Напр., биологически ориентированных исследователей может больше привлекать измерение электрофизиологической реактивности или нейрофизиологических коррелятов специфических эмоций, тогда как приверженцев модели социализации может больше интересовать наблюдение за качеством привязанности "родитель-ребенок" и реакциями отделения в течение какого-то времени. По-видимому, многообразие моделей и теорет. перспектив просто необходимо для нашего продвижения в понимании А. р., и действительно, такие комплексные и интегративные подходы характерны для совр. теорий А. р., таких как организационная перспектива Сроуфа и теория дифференциальных эмоций Томкинса и Изарда. В своем обзоре совр. знаний об А. р. Ярроу констатирует следующее: "Эмоциональная экспрессия может быть лучше всего понята в контексте возрастного развития, в структуре психологических изменений, сопровождающих возрастающую автономию младенца и усиливающееся сознание способности управлять людьми, объектами и собой, и в структуре когнитивных изменений, связанных с развивающейся памятью и достижением понимания постоянства объекта. Аналогично, двигательное выражение эмоции и способность сдерживать и корректировать реакции на эмоциональные стимулы зависят от созревания центральной нервной системы. При изучении хода возрастного развития эмоциональной экспрессии выясняется, что в некоторых своих аспектах эмоциональное и когнитивное развитие идет по параллельным линиям; в других случаях когнитивный навык оказывается необходимым как условие эмоциональной экспрессии. Хронологический возраст не является простой переменной; это лишь грубый показатель психологических изменений, связанных с изменяющимися возможностями ребенка..." См. также Когнитивные теории эмоций, Эмоции Д. Л. Вертлиб
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными

Соломко Алла Дмитриевна
Вводится понятие «специальные средства физического воспитания» как система средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с растройствами аутистического спектра, напра
Читать PDF

Творчество в развитии и реабилитации больных с аффективными расстройствами

Карпенкова И.В.
В статье рассматриваются особенности развития личности, в том числе приводящие к нарушениям социального, психологического и физического функционирования.
Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Читать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности.
Читать PDF

Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активной познавательной позиции как центрального психологического новообразования детей младшего школьного возраста.
Читать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России.
Читать PDF

Развитие эмпатии как условие снижения уровня агрессии учащихся младших классов

Нурмухаметова И. Ф.
В статье дается краткий теоретический анализ проблемы агрессии и эмпатии, а также рассматривается вопрос о развитии эмпатии как одного из условий, позволяющих понизить уровень агрессии и уменьшить час
Читать PDF

Особенности психического развития детей-сирот в возрасте от 1 до 18 месяцев жизни, рожденных от ВИЧ-

Носов Е. В.
Работа посвящена анализу развития детей с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции».
Читать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!