АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
вид аффекта, возникающий в результате его амбивалентности и проявляющийся в импульсивных действиях. Легко переходит в аффект патологический.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Аффект неадекватности
неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием принять себя его виновником. Источник «смыслового барьера» между требованиями воспитателя и «самооценкой» воспитуемого. Причина отклоняющегося поведения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех, неудачу. Характерно или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме. Это состояние связано с нежеланием установить адекватный контакт с окружающими и является реакцией защитной, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Аффект неадекватности
устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, являющееся результатом неуспеха какой-л. деятельности и выражающееся в том, что субъект игнорирует сам факт неудачи, либо не желает признать себя его виновником. Так, алкоголик часто не признает себя таковым, считая себя в этом отношении нормальным человеком; в советское время официальные власти совершенно не признавали провалов в сельском хозяйстве, отставание в сфере легкой промышленности. Подчас сторона, потерпевшая военное поражение, не признает его таковым.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
устойчивый комплекс сильных отрицательных эмоциональных переживаний, связанных у человека с осознанием своих недостатков, мешающий ему в достижении важных жизненных целей. Эмоциональные переживания, составляющие А.н., обычно возникают при частых неудачах в жизни, сопровождаются игнорированием этих неудач и повторением вместе с ошибками безуспешных попыток решения возникшей проблемы. При этом со стороны самого человека отсутствует объективный анализ причин неудач. Иногда А.н. рассматривают как один из защитных механизмов, позволяющий человеку сохранять высокую самооценку.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
– устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какойлибо деятельности. Для А. н. характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности. У аномальных детей в неблагоприятных социальных условиях А. н. может возникнуть как следствие переживания своего дефекта и вызванных им ограничений. Дети в состоянии А. н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессивным реакциям. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. За счет психокоррекционных мероприятий по гармонизации жизненных целей и ценностей в большинстве случаев удается устранить проявления А.н.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
устойчивый комплекс отрицательных эмоциональных переживаний, возникающих у человека в связи с осознанием того, что он не в состоянии решить проблему, действовать и вести себя так, чтобы это его полностью удовлетворяло как личность (способствовало сохранению высокой самооценки и положительного представления о себе). А.н. чаще всего проявляется в том, что человек осознает свою непригодность или неподготовленность к какой-либо деятельности и приписывает свою неадекватность собственным реальным или кажущимся недостаткам. Эмоциональные переживания, проявляющиеся в А.н., нередко возникают при фрустрациях вследствие частых и серьезных неудач человека в жизни, когда он отчетливо осознает, что его возможности ограничены или исчерпаны, а способности явно недостаточны для того, чтобы добиться желаемой для него цели. См. аффект, комплекс неполноценности, самооценка, фрустрация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
(от лат. affectus - душевное волнение, страсть; adaequatus - приравненный) - эмоциональная реакция, по своей силе несоответствующая «цене» недостигнутой цели. У детей А.н. чаще возникает при неудовлетворении притязаний на успех в сочетании с завышенной самооценкой. Неадекватная реакция может протекать в формах упрямства, негативизма, «необоснованной» обидчивости, как непризнание неуспеха или как оправдание его внешними, не соответствующими действительности препятствиями. Психоаналитически А.н. может рассматриваться как механизм защиты, позволяющий ребенку не корректировать уровень притязаний, а сохранять самооценку в случае неудачи. Своевременно неразрешенный внутренний конфликт между потребностями и возможностями ребенка фиксируется, и к зрелому возрасту приводит к формированию соответствующих черт характера. Проявления А.н. в зрелости не локализуются в субъективно значимой области притязаний, а приобретают генерализованный вид, охватывая личность человека в целом.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ
устойчивое отрицат. эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.
А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. А. н. - это как бы защитная реакция, позволяющая выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая сомнения относительно своих способностей.
А. н. часто ограничивается одной к.-л. областью притязаний человека, но может иметь и более генерализованный характер, захватывая личность человека в целом. Дети в состоянии А. н. характеризуются обидчивостью, недоверчивостью, подозрительностью, агрессивным поведением и негативизмом. Длительное пребывание ребенка в состоянии А. н. приводит к формированию соответствующих черт характера. Наличие устойчивого А. н. у взрослого человека может предопределить особенности его личности. См. Аффективные дети.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Аффект неадекватности
отрицательное эмоциональное переживание, принимающее форму аффективного поведения, которое нередко наблюдается в виде устойчивого проявления импульсивных действий и закрепляется (если это длится долгое время) как черты характера.
А. н. — это результат внутренней амбивалентности личности, связанной с невозможностью удовлетворить значимые для нее потребности и необходимостью ее психологической защиты.
Классический пример А. н. связан с личностью, имеющей завышенную самооценку, высокий уровень притязаний и посредственные способности. Неспособность успешно решить жизненно важные задачи субъективно преодолевается человеком посредством неадекватных самооценок и объяснений его объективной несостоятельности в деятельности, направленных на сохранение существующих уровней самооценки и притязаний как средств удовлетворения потребности в самоуважении, признании своей значимости. При этом человек не допускает сомнений, вытесняя их из сферы сознания, относительно собственных способностей (в широком смысле) как главной причины неудач либо напрочь отрицает факт неуспеха.
При наличии А. н. у человека проявляются эмоциональная неустойчивость, обидчивость, упрямство, подозрительность, агрессивность, негативизм, часто замкнутость.
Литература
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Аффект неадекватности
лат. affectus — душевное волнение, страсть; adaequatus — приравненный] — неадекватная аффективная реакция ребенка на неудачу в достижении поставленной цели, проявляющаяся в формах повышенной обидчивости, упрямства, негативизма, замкнутости, заторможенности и т.п. (термин введен М.С. Неймарк). В основе А. н. лежат отрицательные аффективные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в области, имеющей для него существенное значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием достаточных способностей в значимой области. Уровень притязаний ребенка основывается, как правило, на возникшей в предшествующей жизни неадекватной самооценки. Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона самооценке. Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями ребенка приводит к внутреннему неосознаваемому конфликту. Признать свою несостоятельность — значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Ни в коем случае не желая допустить в сознание что-либо способное поколебать самооценку, ребенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая ребенку в случае неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, то есть неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознание собственную несостоятельность. Н.Н.Толстых

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005