АДАПТАЦИОННАЯ ПСИХОДИНАМИКА РАДО это что такое АДАПТАЦИОННАЯ ПСИХОДИНАМИКА РАДО: определение — Психология.НЭС
Адаптационная подготовка Адаптационный потенциал

АДАПТАЦИОННАЯ ПСИХОДИНАМИКА РАДО

Найдено 1 определение:

АДАПТАЦИОННАЯ ПСИХОДИНАМИКА РАДО

Структурная модель А. п. Р. вводит ряд градаций психологической защиты, связанной с различными уровнями интеграции психики. В определении автора, наиболее примитивный, "гедонический" уровень, филогенетически предшествующий всем остальным, ответствен за боль и удовольствие и активируется состоянием физиологического и инстинктивного напряжения. Второй, "эмоциональный" уровень регистрируется по наличию таких эмоциональных состояний, как гнев, страх, печаль и любовь. Это более развитый филогенетический уровень, связанный с возможностями организма изменять свою среду. Следующая стадия интеграции включает корковые отделы и замещает эмоции и "эмоциональное мышление" мыслительными процессами более высокого, "самоатрибутивного" порядка. Они обеспечивают способность предвосхищать и организовывать средства нападения или бегства. Эмоциональный и мыслительный уровни постоянно взаимодействуют между собой. Все 3 уровня защитной интеграции снабжены механизмами обратной связи. Так, болевая стимуляция активирует гедонический уровень, а также эмоциональный и мыслительный уровни. Это делает возможным реакции предвосхищения и адаптации.

Согласно Радо (Rado S.), невроз представляет собой продукт ошибочных реакций организма на опасность, регистрируемых как "неудачи приспособления в критической ситуации". Сигнальное устройство, возбуждаемое любым болевым стимулом, угрожающим организму, или предвосхищением боли, является основой "поведения в критических ситуациях". Мотивация к поведению в критических ситуациях превалирует над всеми остальными типами мотивации. В состоянии эмоционального расстройства это правило, однако, может не соблюдаться.

На гедоническом уровне организации боль вызывает "реакцию сброса" в форме физиологических реакций, имеющих целью избавление от внешних враждебных стимулов. Примеры таких реакций - рвота, понос, плевание, чихание и кашель. Психической параллелью "принципа сброса" является механизм вытеснения. Страх и гнев обусловливаются предвосхищением боли. Они предостерегают о надвигающейся угрозе и вызывают защитные поведенческие реакции бегства (при страхе) и нападения (при гневе). На социальном уровне бегство может проявляться в подчиняемых и зависимых отношениях с авторитетными фигурами, нападение - в вызывающем поведении с ними. На уровне "эмоционального мышления" регуляция осуществляется путем формирования мыслительных шаблонов страха и гнева. Более дифференцированное восприятие различных эмоций способствует большей гибкости поведенческого рисунка. Тем не менее индивид по-прежнему остается в поле влияния механизмов борьбы и бегства в ответ на болевую стимуляцию. Базисные реакции в кризисных ситуациях на уровне "безэмоционального мышления" до какой-то степени контролируются интеллектом. Происходит более совершенное распознавание надвигающейся угрозы для организма с оценкой возможности совладания с ней. На наиболее высоком уровне "самоатрибуции" повышенная гордость сопровождает реакцию гнева или осознание собственной силы, в то время как за снижением самооценки следуют реакции страха или сознание собственной слабости.

Совесть индивида формируется под воздействием родительских дисциплинарных поощрений и наказаний. Страх наказаний и обусловленные им ограничения автоматизируются и не утрачивают своей силы во взрослой жизни. Послушание и моральные принципы, вытекающие из этого, также сохраняются в качестве адаптивных шаблонов поведения. Следование велениям совести является последствием страха родительского наказания.

Искушение может спровоцировать реакции гнева и возмущения, которые, преодолевая запреты, налагаемые совестью, могут побудить к непослушанию. Оно в свою очередь может вызвать страх заслуженного наказания, что может привести к желанию вернуться на прежние позиции. Гневный вызов, следовательно, может быть внутренне превращен в самобичевание, раскаяние и мольбу о прощении в надежде восстановить родительское благоволение. Этот искупительный стереотип поведения может оказаться фиксированным; тогда индивид постоянно ищет прощения, наказывая себя. Более опасны феномены самонаказания за воображаемую вину и предвосхищающего болевого наказания как пускового фактора удовлетворения запретных желаний. Иногда индивид оставляет упреки в собственный адрес; тогда гнев направляется на лицо, внушающее страх.

Недостаточность контроля кризисных ситуаций может быть вызвана излишним страхом, гневом и болью. Результатом является избыточность реакции на существующую опасность и реакций, характерных для кризисных ситуаций в отсутствие реальной опасности. Внешние проявления эмоций становятся чрезмерными. Чтобы остановить их, организм может прибегнуть к вытеснению и другим автоматическим механизмам "сброса". Все поведенческие нарушения являются следствием таких дефектов в приспособлении к кризисным ситуациям.

Радо подчеркивает, что природа снабдила человека механизмом выживания, функционирующим по приспособительным стереотипам, которые с возрастом меняются как по силе, так и по форме. Схематично период юности характеризуется стереотипами зависимости; взрослый период - стереотипами ориентации на собственные возможности; период старения - стереотипами снижающейся адаптации. На ранних этапах механизм выживания диктует подчинение внутренних желаний родительским требованиям. В результате может выработаться тактика заискивания, обмана или шантажа и искупительные или агрессивные формы совладания с действительным или мнимым отверганием. Наблюдается бессознательное стремление к удовлетворению потребности в зависимости с отказом принять родительские ограничения. Цивилизация диктует укрощение реакций детской ярости; родители применяют дисциплинарные меры, чтобы сдержать реакции ребенка и контролировать их. Механизм совести формируется на базе этого обусловливания и помогает развитию ответственной независимости. Это облегчает контроль кризисных ситуаций; реалистическое мышление и поведение заменяют эмоциональное мышление и активность; ориентировка на собственные возможности замещает зависимость.

Значение А. п. Р. для лечения вытекает из ее трактовки функций "Я". Подчеркивается, что весь материал, полученный в процессе беседы, должен соотноситься с актуальными проблемами адаптации. В эмоциональной матрице "добродетельных эмоций" (любовь, сострадание), контролируемых разумом ("адаптивный инсайт"), психотерапия направлена на поддерживающие, воспитательные (репаративные) или реконструктивные цели в зависимости от уровня мотивации больного. Очевидны 4 категории мотивации, которые определяют приемы, больше всего подходящие для индивида. Эти формы мотивации соотносятся со стадиями развития личности. Первый уровень - "магическое стремление" к идеализируемому родителю - делает возможным использование такого суггестивного приема, как гипноз. Второй уровень, характерный для более высокой стадии развития, - "взывание к родителям" - также адресуется к ограниченным целям и делает возможным применение воспитательных мер и убеждений. Третий ("кооперативные усилия") и четвертый ("реалистическая ориентация на собственные возможности") уровни позволяют использовать приемы, направленные на реконструктивные цели.

С помощью психотерапии возможен перевод больных с ограниченных форм мотивации к более зрелым. Если больной стремится к развитию, может быть использована реконструктивная психотерапия, направленная на внутренний конфликт, с целью привести больного к наивысшему уровню ориентации на собственные возможности. В фокусе внимания здесь прежде всего распознавание и разрешение ярости больного, выражаемой или подавляемой, а также чрезмерного страха наказания. Осознание того, что сегодняшнее поведение коренится в опыте и искаженных представлениях детского возраста, является существенным ингредиентом реконструктивной психотерапии, хотя целесообразность фокусирования исключительно на инсайте и подвергается сомнению. В ходе лечения психотерапевт должен постоянно быть начеку относительно регрессивных отступлений больных в сторону зависимости, помогая им вернуться к мотивации, ориентирующейся на собственные возможности. Потребность же больного в зависимости используется для форсирования эмоционального научения с помощью воспитательных приемов. Психотерапевт постоянно интерпретирует разницу между реалистическими и инфантильными аспектами поведения больного при психотерапии и вне ее. В отличие от классического психоанализа, рассматривающего перенос как проявление тенденции к компульсивному повторению прежних ситуаций, Радо считает его регрессивной реакцией больного (пронизанной отношениями с родителями) на актуальные неудачи приспособления вследствие дефицитарного поведения в кризисных ситуациях. Прослеживанию истоков неуспешных действий в кризисных ситуациях и "коррекции эмоциональной структуры" памяти способствуют правильные интерпретации. Работа с переносом происходит таким образом, чтобы помочь больному распознать, что беспомощность и гнев по отношению к психотерапевту в действительности направлены к персонажам прошлого. Больного поощряют к воспроизведению в памяти современных фрустрирующих сцен с замещением действительных участников соответствующими персонажами прошлого, к ориентации на собственные возможности и расширению реалистического приспособления. Сны рассматриваются в качестве компенсаторных реакций на неразрешенные конфликты предшествующего дня, как "предохранительный клапан латентных эмоциональных реакций больного". Активность психотерапевта поощряется, в особенности в воспитательной роли.

Критики А. п. Р. склоняются к тому, что в своей попытке по-новому интерпретировать формулировки Фрейда (Freud S.) представители этой концепции преуспели не столько в глубоком понимании психодинамики, сколько во введении в литературу новых метафизических положений. Сомнению подвергается активное обращение с переносом, поскольку ориентация на собственные возможности более эффективно достигается недирективной и неструктурирующей психотерапией. "Натаскивание" больного на поведение, соответствующее более зрелому уровню мотивации, представляется также скорее перевоспитательной, чем психоаналитической процедурой. Однако отмечается, что А. п. Р. дала возможность по-новому взглянуть на феномен приспособления. Она предложила также некоторые специальные приемы помощи больному в нормализации его коммуникативного поведения. В особенности интересными являются предложенные подходы к сексуальным проблемам, таким как гомосексуализм, и к стремлению к всемогуществу, силе и зависимости. А. п. Р. использовалась в работах по церебральной физиологии поведения.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме АДАПТАЦИОННАЯ ПСИХОДИНАМИКА РАДО — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальти психодинамичес

Канаркевич О.С.
Скачать PDF

Роль генетического и средового факторов во взаимосвязях свойств психодинамического и личностного уро

Корниенко Дмитрий Сергеевич
Основной целью работы является выявление генотип-средовых детерминант в межуровневых связях свойств интегральной индивидуальности. Актуальность связана с изучением целостного влияния и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней интегральной индивидуальности. Результаты исследования получены на выборке близнецов 13-17 лет, по методике ОФДСИ В.М.Русалова, опросникам 16 PF и NEO-PI-R. Основные результаты связаны с установлением большей роли генотипа в формировании одно-многозначных связей и среды в формировании много-многозначных межуровневых связях.
Скачать PDF

Влияние гендера и мотивации достижения на соотношения когнитивных стилей и психодинамических свойств

Семяшкин А.А.
Описаны соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола и мотивации достижения на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются вероятностные причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин в зависимости от уровня выраженности мотивации достижения.
Скачать PDF

Развитие психодинамических функций у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузо

Быков Е.В., Мекешкин Е.А., Казакова О.А., Чипышев А.В, Рязанцев А.В.
Отражены особенности развития внимания и помехоустойчивости у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок.
Скачать PDF

Психодинамический аспект исследования структуры личности как фактора риска психосоматических нарушен

Штрахова Анна Владимировна, Куликова Екатерина Вячеславовна
Представлены результаты анализа научной литературы по проблеме исследования личности как одного из факторов риска формирования психосоматического нарушения; обосновано положение об актуальности применения психодинамического подхода в исследовании особенностей личностных факторов, описаны некоторые особенности понимания соотношения и взаимосвязи психического, соматического и личности в развитии психосоматических расстройств. В качестве психодинамических характеристик особенностей личности как факторов риска психосоматических расстройств рассмотрены особенности прегенитального развития, структуры личности и особенности «Я» с позиции нарциссизма в психоанализе, сочетанность доминирующих психологических защит, личностных особенностей и вариантов психосоматических расстройств. Описаны особенности представлений о факторах риска в основных психоаналитических моделях психосоматических расстройств. Анонсированы результаты выполненного клинико-психологического исследования.
Скачать PDF

Психодинамический аспект исследования структуры личности как фактора риска психосоматических нарушен

Штрахова Анна Владимировна, Куликова Екатерина Вячеславовна
Представлены результаты экспериментально-психологического исследования 70 пациентов с психосоматическими и соматическими заболеваниями, целью которого являлось изучение особенностей структуры личности и гуманфункций Я при психосоматических нарушениях. На выборке 62 пациентов, клинический статус которых верифицирован на основании совпадения результатов экспертных оценок, данных клинико-анамнестических и экспериментальнопсихологических исследований, подтвержденных результатами дискриминантного анализа, у психосоматических пациентов установлены более высокие показатели дефицитарных Я-функций страха, агрессии, сексуальности, внутреннего Я-отграничения в сочетании с дефицитарным и деструктивным характером гуман-функций нарциссизма, внешнего Я-отграничения и деструктивной тревоги. Представлена клиническая характеристика Я-структуры в сочетании с анализом доминирующих психологических защит, актуальных психологических конфликтов в эмоционально-значимом межличностном взаимодействии, отражающих нарушение детско-родительских отношений, ситуации утраты значимого Объекта и нарциссического повреждения у психосоматических пациентов.
Скачать PDF

О взаимосвязи психофизиологического стресса с психодинамическими свойствами личности курсантов

Воробьев Владимир Михайлович, Шаповал Валентин Анатольевич
Исследование основано на сопоставлении психофизиологических составляющих эмоционального стресса курсантов на ситуацию экзаменов, и психодинамических свойств личности этих курсантов. Даны новые представления о характере психофизиологического стресса в связи с динамикой напряженности целостной системы психофизиологической регуляции и продуктивности психофизиологической деятельности. Экспериментально подтверждено, что непродуктивная психическая активность личности невротической формы реагирования согласуется с демобилизующим характером психофизиологического стресса. Психическая активность, предрасполагающая к психопатическим реакциям, сопряжена с дезорганизующим характером психофизиологического стресса. Полученные экспериментальные данные предлагается использовать для развития методов психической саморегуляции и коррекции неблагоприятных последствий экзаменационного стресса.
Скачать PDF

Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала

Шаповал Валентин Анатольевич, Голянич Валерий Михайлович
Представлен завершающий этап создания инновационной технологии оценки персонала — психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) ≪Ресурс≫, — в ходе которого показатели теста интегрируются в индекс профессионально-психологической надежности, позволяющий осуществлять градацию обследуемых на четыре квалификационные категории
Скачать PDF

Психодинамическая диагностика и прогнозирование психического здоровья сотрудников силовых ведомств

Шаповал Валентин Анатольевич
Статья посвящена разработке системы психологической диагностики психического здоровья в аспекте современных организационно-методологических подходов: уровневого, ресурсоцентрического, гуман-структурологической концепции личности, измерения неосознаваемых центральных Я-функций и психодинамического феномена Я-идентичность в аспекте соотношения их конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлений, применения современных средств автоматизации и информационных технологий. Освещается опыт авторской разработки и практического использования психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) Ресурс (2006), а также автоматизированной экспертно-диагностической системы для оценки, прогнозирования и мониторинга на его основе психического здоровья.
Скачать PDF

Избыточный вес тела как психосоматическая проблема в контексте психодинамической концепции личности

Вассерман Людвиг Иосифович, Святенко Людмила Владимировна, Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются проблемы избыточного веса тела в форме алиментарного ожирения как расстройства личностно-поведенческого уровня. Обсуждаются вопросы пищевого поведения с точки зрения концептуальных психодинамических (психоаналитических) позиций. Для обсуждения привлекаются работы классиков психоанализа и современных психодинамически ориантированных отечественных и зарубежных психологов. Рассмотрение ожирения с современных биопсихосоциальных позиций, в известной степени, созвучно психосоматическим воззрениям основателей психосоматической медицины и имеет непосредственное отношение к организации психотерапевтической помощи людям с излишней массой тела
Скачать PDF

Инновационная технология психодинамической оценки компетенций персонала

Шаповал Валентин Анатольевич, Голянич Валерий Михайлович
Представлена пошаговая процедура создания инновационной технологии оценки персонала — психодинамически ориентированного личностного опросника «ПОЛО-Ресурс», — позволяющего измерять профессионально релевантные неспецифические компетенции: профессионально-психологическое здоровье, субъектно-профессиональную идентичность и профессионально-психологическую успешность.
Скачать PDF

Психодинамическая стуктура личности у осуждённых к лишению свободы

Сергеев М.П.
С помощью Я-структурного теста Г. Аммона (ISTA) обследовано 1170 осужденных к лишению свободы. В их личностном профиле в порядке от конструктивных к деструктивным и дефицитарным шкалам увеличиваются показатели категорий агрессивности, нарциссизма и сексуальности. Показатели тревожности, внешнего и внутреннего ограничения увеличиваются от конструктивных шкал к деструктивным, и снижаются к дефицитарным. Наиболее отклоняющимися являются показатели дефицитарной агрессии, внешнего деструктивного Я-отграничения, внешнего дефицитарного Я-отграничения, дефицитарного нарциссизма и конструктивной сексуальности.
Скачать PDF