АБУЛЬХАНОВА Ксения Александровна

Предыдущий термин:
АБУЛИЯ

Следующий термин:
Авангардизм

Содержание:

Найдено 1 определение:

АБУЛЬХАНОВА Ксения Александровна

Ксения Александровна (р. 1932) — российский психолог, философ, специалист в области методологии психологии, психологии мышления, психологии личности. Автор концепции личностной организации времени жизни. Д-р философских наук (1974 ), профессор (1993), д. чл. РАО (1993). Закончив психологическое отделение философского фак-та МГУ (1956), работала в секторе философских проблем психологии ИФ АН СССР (1956-1974), а с 1974 по наст. вр. -в ИП АН СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г. — зав. лабораторией методологии, теории и истории психологии, в наст. вр. — зав. лабораторией психологии личности. Будучи ученицей С.Л. Рубинштейна, в 1950-е гг. начала исследовательскую работу в области психологии мышления. В 1960—1970-е гг. разрабатывала проблемы методологии психологии. В монографии О субъекте психической деятельности (1973) и докт. дис. применила принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновала подход к индивиду как субъекту психической деятельности, исследовала детерминацию психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности. Конкретизируя понятие жизнедеятельности, А. исследовала проблему жизненного пути личности, изучая особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития (Диалектика человеческой жизни, М, 1997; Стратегия жизни, М, 1991). Опираясь на работы Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теплова и др., А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии), на основе которой осуществлялось исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей, а именно к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Была также разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая ее трехкомпонентную структуру: осознание, переживание, практическая регуляция времени. В эмпирических исследованиях сопоставлялись абстрактно выделенные структуры организации времени с их реальным функционированием у испытуемых применительно к разным возрастным и профессиональным выборкам. При этом использовались типологические, биографические, социально-психологические(полевые) и кросс-культурные методы исследования. Результаты исследований позволили выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни развития структур организации времени жизни субъектов в зависимости от разнообразных условий. Еще одно направление научных исследований А. касается разработки концепции социального мышления российской личности и ее менталитета. В.А. Кольцова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Ксения Ральфовна Червинская. Некролог

Читать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности.
Читать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Читать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Читать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Читать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Читать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс.
Читать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Читать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу.
Читать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д.
Читать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы.
Читать PDF

Першина Людмила Александровна 16 сентября 1922 г. 30 мая 2004 г

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!